УДК 37.032
DOI: 10.15293/1812-9463.2302.10
Зудаева Вероника Вячеславовна
Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск, Россия
Аннотация. Меняющиеся социальные, политические и экономические условия жизни общества находят отражение в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел. Осуществленный теоретический анализ и осмысление результатов исследовательской деятельности отечественных и зарубежных авторов позволили выявить противоречие между важностью повышения уровня профессиональной подготовленности сотрудников органов правопорядка и существующей недостаточностью в учете их личностно-профессионального потенциала. Реализация комплекса педагогических условий в рамках педагогического эксперимента, осуществляемого в соответствии с выделенными этапами формирования исследуемого феномена, продемонстрировала максимальный прирост в уровне его сформированности у курсантов одной из экспериментальных групп, в образовательный процесс которой был введен полный комплекс педагогических условий. При введении первого педагогического условия, число курсантов экспериментальной группы, обладающих низким уровнем исследуемого явления, сократилось на 24 %, со средним уровнем – увеличилось на 20 % и высоким уровнем – на 4 %. При введении второго педагогического условия число курсантов, обладающих низким уровнем, сократилось на 33 %, со средним уровнем – увеличилось на 21 % и с высоким уровнем – на 12 %. При введении трех педагогических условий число курсантов, обладающих низким уровнем исследуемого явления, сократилось на 58 %, со средним уровнем – увеличилось на 23 % и с высоким уровнем – на 35 %. Полученные эмпирические данные позволили сделать заключение об их высокой эффективности и возможности их рекомендации к практическому применению в вузах МВД России.
Ключевые слова: профессионально важные качества, курсанты, автономность, копинг-поведение, интернальный локус контроля, уровень профессиональной подготовленности.
Для цитирования: Зудаева В. В. Педагогические условия становления профессионально важных качеств будущих сотрудников органов внутренних дел // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 2 (70). С. 99–112. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2302.10
Список источников
1. Андрианов А. С., Медведев И. В. К вопросу о системе первоначального обучения как средстве развития личностно-профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 52 (7). – С. 21–26.
2. Васильев В. Л. Юридическая психология. – 6-е изд. ‒ СПб.: Питер, 2009. ‒ 608 с.
3. Дробот И. С., Тимченко В. В. Система работы вуза по формированию волевых профессионально важных качеств курсантов РВСН // Гуманитарный вестник Военной академии Ракетных войск стратегического назначения. – 2020. – № 2 (19). –
С. 69–73.
4. Евсеева А. С. Формирование профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел к социально-педагогической работе с виктимными несовершеннолетними: дис. … канд. пед. наук. – Барнаул, 2012. – 201 с.
5. Еникеев М. И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. – М.: Норма, 2005. – 640 с.
6. Караваев А. Ф., Скиданов Е. А. Профессиональное становление молодых сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2009. – № 4. – С. 32–38.
7. Косарев К. В. Принципы построения системы воспитания чувства ответственности как профессионального качества у курсантов образовательных учреждений ФСИН России // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: материалы всероссийской научно-практической конференции (Новокузнецк, 17–18 ноября 2018 г.). – Новокузнецк: Изд-во Кузбасского института ФСИН России, 2018. – С. 183–184.
8. Левченко Н. В. Развитие профессионально-нравственных качеств будущих педагогов в поликультурной образовательной среде вуза: дис. … канд. пед. наук. – Калуга, 2013. – 255 с.
9. Лукинова М. Г., Щербакова Е. А. Профессионально важные качества курсантов третьего года обучения: структура личностных качеств // Южно-российский журнал социальных наук. – 2019. – Т. 20, № 1. – С. 152–164.
10. Мальцева О. А. Педагогические условия профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в Учебных центрах МВД России: дис. … канд. пед. наук. – Орел, 2008. – 214 с.
11. Маслова Ж. М. Определение психологических факторов профессиональной адаптации сотрудников ГИБДД // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2010. – № 2 (46). – С. 217–222.
12. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Евразия, 1997. – 430 с.
13. Митячкин Д. В. Становление профессионально-субъектной позиции государственных служащих в процессе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Курск, 2005. – 26 с.
14. Николаев В. В. Интенсификация первоначальной профессиональной подготовки сотрудников ОВД в учебных центрах МВД России: дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2006. – 160 с.
15. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
16. Осинцева А. В., Гарманова О. В. Профессионально важные качества личности сотрудника ОВД в зависимости от вида деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2009. – № 4. – С. 16–19.
17. Плаксин А. А. Ценностно-смысловой подход в воспитании профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел к реализации основных принципов деятельности полицейского // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2011. – № 2 (50). – С. 217–221.
18. Платонова С. Ю. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России: дис. … канд. пед. наук. – М., 2000. – 269 с.
19. Столяренко А. М. Прикладная юридическая психология. – М., 2001. – 639 с.
20. Сутормин С. А. Взаимосвязь профессионально важных качеств и мотивации достижения у курсантов ФСИН // Научно-практические исследования. – 2020. – № 10-7 (33). – С. 27–32.
21. Федулов Б. А. Личностно-профессиональное развитие курсантов высших военных учебных заведений (аксиологический подход): дис. … д-ра пед. наук. – Барнаул, 2000. – 385 с.
22. Хабаров Д. В., Муханов Ю. В., Кулиничев А. Н. Развитие профессионально-важных качеств курсантов и слушателей системы МВД России // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70-3. – С. 246–250.
23. Хаснутдинова С. В. Формирование профессионально-значимых качеств личности будущего офицера в процессе изучения иностранного языка // Вестник военного образования. – 2018. – № 5 (14). – С. 68–71.
24. Cummings S. R., Browner W. S., Hulley S. B. Conceiving the Research Question and Developing the Study Plan [Электронный ресурс] // Designing Clinical Research. – Fourth edition. – Lippincott Williams & Wilkins, 2013. – Pp. 14–22. – URL: https://www.topvelocity.net/wp-content/uploads/2017/10/Ch2-Hulley-Conceiving-the-Research-Question.pdf (дата обращения: 02.02.2023).
25. Farrugia P., Petrisor B. A., Farrokhyar F., Bhandari M. Research Questions, Hypotheses and Objectives // Canadian Journal of Surgery. – 2010. – Vol. 53, Issue 4. – Pp. 278–281.
26. Golesh D., Baba Girei Z., Ibrahim F. The Role of Logic in Research // International Journal of Scientific & Engineering Research. – 2018. – Vol. 10, Issue 10. – Pp. 894–904.
27. Lazarus R. S. Coping Theory and Research: Past, Present and Future // Psychosomatic Medicine. – 1993. – Vol. 55. – Pp. 237–247.
28. Ross P. T., Zaidi, N. L. B. Limited by our Limitations // Perspectives on Medical Education. – 2019. – Vol. 8, Issue 4. – Pp. 261–264.
29. Schelten A. Einführung in die Berufspädagogik: Vierte, überarbeitete und aktualisierte Auflage. Franz Steiner Verlag Stuttgart, 2010.
Информация об авторе
Зудаева Вероника Вячеславовна – старший преподаватель кафедры иностранных языков и культуры речи, Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-3505-1778, veronikaz2007@mail.ru
Поступила: 20.02.2023; одобрена после рецензирования: 11.05.2023; принята к публикации: 25.05.2023.