УДК 371.13
DOI: 10.15293/1812-9463.2302.01
Кохан Наталья Владимировна
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия
Гозман Татьяна Марковна
Педагогический колледж, г. Черняховск, Калининградская область, Россия
Аннотация. Ключевой идеей статьи выступает актуализация темы наставничества как педагогической технологии профессионального развития на примере современных реалий в сфере образования. Цель статьи – выявить факторы развития современных форматов наставничества как образовательного взаимодействия. Раскрываются определения понятия «наставничество», отмечаются ключевые принципы наставничества, специфика молодого поколения педагогических работников. Объединяющим принципом реализации технологии наставничества является обучение в действии. Наставничество как технология профессионального становления, образовательного взаимодействия оказывает влияние не только на развитие наставляемого, но и на расширение границ профессионального мастерства самого наставника. Характеризуется специфика условий, которые определяют перезагрузку наставничества в новой реальности. Из практики профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования приводятся примеры востребованных форм, уровней и технологий наставничества. Раскрываются педагогические условия (организационные, психолого-педагогические, дидактические), с позиции которых можно оценивать результативность наставничества. Делается вывод о факторах развития современных форматов наставничества как образовательного взаимодействия.
Ключевые слова: наставничество, профессиональные затруднения, профессиональная социализация, образовательное взаимодействие, принципы наставничества, формы наставничества, технологии.
Для цитирования: Кохан Н. В., Гозман Т. М. Наставничество как образовательное взаимодействие // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 2 (70). С. 5–14. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2302.01
Список источников
1. Дипломатова З. Ю., Иванов В. Н., Александрова Г. А. Наставничество в образовательной организации как условие карьерного роста учителя // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2021. – № 1 (110). – С. 131–140.
2. Илалтдинова Е. Ю., Фильченкова И. Ф., Фролова С. В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. – 2017. – № 3 (20). – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30476237 (дата обращения: 20.01.2023).
3. Канищева Е. В. Современное наставничество в условиях реализации ФГОС СОО как фактор развития профессиональных компетенций учителя гимназии // Кубанская школа. – 2021. – № 1. – С. 67‒71.
4. Петровская Е. С. Институт наставничества в военном летном вузе: проблемы и перспективы // Поволжский педагогический вестник. – 2019. – Т. 7, № 1 (22). – С. 65–70.
5. Резанович И. В. Многоуровневое наставничество и модели его реализации в образовательных организациях // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2021. – № 1 (290). – С. 66–69.
6. Ушинский К. Д. Письма о воспитании наследника русского престола // Ушинский К. Д. Собрание педагогических сочинений: в 6 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1988. – С. 317–340.
7. Черевко М. А. Педагогическое наставничество как фактор профессионального самоопределения молодых педагогов: региональный аспект // Власть и управление на Востоке России. – 2022. – № 3 (100). – С. 150–159.
8. Щедрина О. А., Кудрина Е. А. Наставничество как механизм реализации кадровой политики // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – № 2. – С. 57–60.
Информация об авторах
Кохан Наталья Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием, руководитель научно-методического центра сопровождения педагогических работников, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0003-3735-4382, nkokhan@mail.ru,
Гозман Татьяна Марковна – кандидат педагогических наук, доцент, директор, Педагогический колледж, г. Черняховск, Калининградская область, Россия, https://orcid.org/0009-0001-7992-0373, tgozman@gmail.com
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила: 01.03.2023; одобрена после рецензирования: 03.06.2023; принята к публикации: 08.06.2023.