УДК 378
DOI: 10.15293/1812-9463.2302. 05
Калмыкова Светлана Владимировна
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
г. Санкт-Петербург, Россия
Андреева Антонина Андреевна
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
г. Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются различия между понятиями «персонализация» и «индивидуализация» в контексте образования. Подчеркивается, что большинство ученых сходится в том, что необходимо различать эти термины. Индивидуализация предполагает наличие возможности выбора у обучающихся в рамках основной образовательной программы, а персонализация – разработку образовательного пути с учетом интересов, опыта и темпов освоения материала для каждого обучающегося индивидуально. Авторы обращают внимание на терминологическую неоднозначность, связанную с внедрением цифровых технологий в образование, и предлагают ясные и емкие формулировки определений. Также описывается конструктор индивидуальных образовательных траекторий – инновационная разработка – в системе дистанционного обучения Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, который позволяет создавать персонализированные образовательные траектории на базе материалов, размещенных на платформе Moodle, с помощью автоматизации подбора элементов дисциплин согласно заданному профессиональному профилю.
Ключевые слова: индивидуальные образовательные траектории, персонализированные образовательные траектории, Moodle, индивидуализация обучения, персонализация обучения.
Для цитирования: Калмыкова С. В., Андреева А. А. Возможности построения персонализированной образовательной траектории на платформе Moodle // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 2 (70). С. 46–55. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2302.05
Список источников
1. Andreeva A., Kalmykova S., Shoshmina I. Content Aspects of Professional Training of a Specialist in the Development of Individual Educational Trajectories // Education Sciences. – 2022. – Vol. 12 (12). – P. 852. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci12120852
2. Альмуханова А. Б. и др. Большая психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 542 с.
3. Андреева А. А., Калмыкова С. В. Реализация принципа микромодульного обучения в конструкторе индивидуальных образовательных траекторий // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 1. – С. 39. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.32435
4. Антинази А. Энциклопедия социологии [Электронный источник]. – URL: http://sociology.niv.ru/doc/encyclopedia/socio/index.htm (дата обращения: 17.02.2023).
5. Басангов А. Персонализация обучения: дорога в страну ОЗ? // Корпоративный университет Сбербанка. Информационно-аналитический бюллетень EduTech. – 2019. – № 2 (25). – С. 90.
6. Бурняшов Б. А. Персонализация как мировой тренд электронного обучения в учреждениях высшего образования [Электронный источник] // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28401246 (дата обращения: 17.01.2023).
7. Калмыкова С. В., Андреева А. А., Шошмина И. В. Содержательные аспекты обучения профессии разработчика образовательных траекторий в многопрофильном вузе // Вестник педагогических инноваций. – 2022. – № 3 (67). – С. 54–63. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2203.06
8. Ковалева Т. М. Индивидуализация vs Персонализация [Электронный источник]. – URL: https://www.mgpu.ru/individualizatsiya-vs-personalizatsiya/ (дата обращения: 17.01.2023).
9. Кошель В. И., Ходжаян А. Б., Щетинин Е. В. и др. Особенности реализации индивидуальной траектории в медицинском университете (обзор) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 9-4. – С. 646–650.
10. Назаренко А. Л. К вопросу об информатизации лингвистического образования // Язык и культура. – 2009. – № 1. – С. 86–92.
11. СберУниверситет. Персонализация образования [Электронный источник]. – URL: https://sberuniversity.ru/edutech-club/glossary/908/ (дата обращения: 17.01.2023).
12. Соловьева В. М. Современная образовательная культура через призму медиафилософии // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов III Международной конференции (Коломна, 12–14 февраля 2020 г.). – Коломна: Изд-во ГСГУ, 2020. – С. 387–391.
13. Тряпицына А. П. Взаимосвязь новых и классических понятий педагогики в цифровую эпоху [Электронный ресурс]. – URL: http://lab.emissia.org/pub/2019/19-02.pdf (дата обращения: 17.01.2023).
14. Федоров А. А., Бударина А. О., Полупан К. Л, Житиневич Д. Г. Стратегические ориентиры разработки и реализации кастомизированного образовательного маршрута обучающегося на основе искусственного интеллекта // Самарский научный вестник. – 2020. – Т. 9, № 2 (31). – С. 294–299. DOI: https://doi.org/10.17816/snv202315
15. Хуторской А. В. О соотношении личностно-ориентированного и человеко-сообразного типов образования // Поликультурное образовательное пространство: пути и формы интеграции: сборник материалов международного научно-практического конгресса (V Славянские педагогические чтения, Москва, 1–2 ноября 2006 г.). – М., 2006. – С. 191–197.
Информация об авторах
Калмыкова Светлана Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент Высшей школы административного управления, директор Центра Открытого образования, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия, https://orcid.org/0000-0001-5453-1884, kalmykova_sv@spbstu.ru
Андреева Антонина Андреевна – преподаватель-исследователь, старший преподаватель Высшей школы лингводидактики и перевода, руководитель методического отдела Центра Открытого образования, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия, https://orcid.org/0000-0003-3590-3384, andreeva_aa@spbstu.ru
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила: 01.02.2023; одобрена после рецензирования: 03.05.2023; принята к публикации: 13.05.2023.