Возможности построения персонализированной образовательной траектории на платформе Moodle

УДК 378

DOI: 10.15293/1812-9463.2302. 05

Калмыкова Светлана Владимировна

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
г. Санкт-Петербург, Россия

Андреева Антонина Андреевна

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
г. Санкт-Петербург, Россия

АннотацияВ статье рассматриваются различия между понятиями «персонализация» и «индивидуализация» в контексте образования. Подчеркивается, что большинство ученых сходится в том, что необходимо различать эти термины. Индивидуализация предполагает наличие возможности выбора у обучающихся в рамках основной образовательной программы, а персонализация – разработку образовательного пути с учетом интересов, опыта и темпов освоения материала для каждого обучающегося индивидуально. Авторы обращают внимание на терминологическую неоднозначность, связанную с внедрением цифровых технологий в образование, и предлагают ясные и емкие формулировки определений. Также описывается конструктор индивидуальных образовательных траекторий – инновационная разработка – в системе дистанционного обучения Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, который позволяет создавать персонализированные образовательные траектории на базе материалов, размещенных на платформе Moodle, с помощью автоматизации подбора элементов дисциплин согласно заданному профессиональному профилю.

Ключевые словаиндивидуальные образовательные траектории, персонализированные образовательные траектории, Moodle, индивидуализация обучения, персонализация обучения.

Для цитированияКалмыкова С. В., Андреева А. А. Возможности построения персонализированной образовательной траектории на платформе Moodle // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 2 (70). С. 46–55. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2302.05

Текст

Список источников

1. Andreeva A., Kalmykova S., Shoshmina I. Content Aspects of Professional Training of a Specialist in the Development of Individual Educational Trajectories // Education Sciences. – 2022. – Vol. 12 (12). – P. 852. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci12120852

2. Альмуханова А. Б. и др. Большая психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 542 с.

3. Андреева А. А., Калмыкова С. В. Реализация принципа микромодульного обучения в конструкторе индивидуальных образовательных траекторий // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 1. – С. 39. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.32435

4. Антинази А. Энциклопедия социологии [Электронный источник]. – URL: http://sociology.niv.ru/doc/encyclopedia/socio/index.htm (дата обращения: 17.02.2023).

5. Басангов А. Персонализация обучения: дорога в страну ОЗ? // Корпоративный университет Сбербанка. Информационно-аналитический бюллетень EduTech. – 2019. – № 2 (25). – С. 90.

6. Бурняшов Б. А. Персонализация как мировой тренд электронного обучения в учреждениях высшего образования [Электронный источник] // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28401246 (дата обращения: 17.01.2023).

7. Калмыкова С. В., Андреева А. А., Шошмина И. В. Содержательные аспекты обучения профессии разработчика образовательных траекторий в многопрофильном вузе // Вестник педагогических инноваций. – 2022. – № 3 (67). – С. 54–63. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2203.06

8. Ковалева Т. М. Индивидуализация vs Персонализация [Электронный источник]. – URL: https://www.mgpu.ru/individualizatsiya-vs-personalizatsiya/ (дата обращения: 17.01.2023).

9. Кошель В. И., Ходжаян А. Б., Щетинин Е. В. и др. Особенности реализации индивидуальной траектории в медицинском университете (обзор) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 9-4. – С. 646–650.

10. Назаренко А. Л. К вопросу об информатизации лингвистического образования // Язык и культура. – 2009. – № 1. – С. 86–92.

11. СберУниверситет. Персонализация образования [Электронный источник]. – URL: https://sberuniversity.ru/edutech-club/glossary/908/ (дата обращения: 17.01.2023).

12. Соловьева В. М. Современная образовательная культура через призму медиафилософии // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов III Международной конференции (Коломна, 12–14 февраля 2020 г.). – Коломна: Изд-во ГСГУ, 2020. – С. 387–391.

13. Тряпицына А. П. Взаимосвязь новых и классических понятий педагогики в цифровую эпоху [Электронный ресурс]. – URL: http://lab.emissia.org/pub/2019/19-02.pdf (дата обращения: 17.01.2023).

14. Федоров А. А., Бударина А. О., Полупан К. Л, Житиневич Д. Г. Стратегические ориентиры разработки и реализации кастомизированного образовательного маршрута обучающегося на основе искусственного интеллекта // Самарский научный вестник. – 2020. – Т. 9, № 2 (31). – С. 294–299. DOI: https://doi.org/10.17816/snv202315

15. Хуторской А. В. О соотношении личностно-ориентированного и человеко-сообразного типов образования // Поликультурное образовательное пространство: пути и формы интеграции: сборник материалов международного научно-практического конгресса (V Славянские педагогические чтения, Москва, 1–2 ноября 2006 г.). – М., 2006. – С. 191–197.

Информация об авторах

Калмыкова Светлана Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент Высшей школы административного управления, директор Центра Открытого образования, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия, https://orcid.org/0000-0001-5453-1884, kalmykova_sv@spbstu.ru

Андреева Антонина Андреевна – преподаватель-исследователь, старший преподаватель Высшей школы лингводидактики и перевода, руководитель методического отдела Центра Открытого образования, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия, https://orcid.org/0000-0003-3590-3384, andreeva_aa@spbstu.ru

Вклад автороввсе авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила: 01.02.2023; одобрена после рецензирования: 03.05.2023; принята к публикации: 13.05.2023.