Сопровождение игр по половозрастной идентификации в психолого-педагогической абилитации дошкольников с задержкой психического развития

УДК 376.3+376.4+373.24

DOI: 10.15293/1812-9463.2302.06

Вечканова Ирина Геннадьевна

Институт коррекционной педагогики Министерства просвещения Российской Федерации, г. Москва, Россия

АннотацияВ статье рассматриваются результаты исследования половозрастной идентификации дошкольников и на основе их учета предлагаются подходы к организации совместно-распределенной деятельности и пространственно-развивающей игровой среды для абилитационно-образовательной деятельности с детьми с разными стартовыми возможностями. Анализ результатов диагностики процесса половой идентификации показал роль социальных факторов, ближайшего окружения в формировании этого процесса. Раскрываются социальные факторы абилитации – игра и общение в ходе образовательных событий, в которых задействованы дети и взрослые (педагоги и родители), а также технологические параметры проведения образовательной ситуации, направленные на сопровождение игр по половозрастной идентификации. Описываются направления организации универсального дизайна образовательной среды и реализации задач в играх по социальной грамотности / половозрастной идентификации. Обращается внимание на социальные и музейно-образовательные практики по усвоению детьми с задержкой психического развития ролей, традиционных культурных ценностей, норм и правил поведения в инклюзивном обществе, гражданской идентичности, исторической памяти.

Ключевые словадети с задержкой психического развития, универсальный дизайн, образовательное событие, социальная грамотность, половозрастная идентификация, игровая деятельность, абилитация.

Для цитированияВечканова И. Г. Сопровождение игр по половозрастной идентификации в психолого-педагогической абилитации дошкольников с задержкой психического развития // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 2 (70). С. 56–67. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2302.06

Текст

Список источников

1. Бабкина Н. В., Коробейников И. А. Типологическая дифференциация задержки психического развития как инструмент современной образовательной практики // Клиническая и специальная психология. – 2019. – Т. 8, № 3. – С. 125–142. DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2019080307

2. Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация: методика исследования самосознания подростков и взрослых ПВИ-ПВ: руководство. – М.: Когито-Центр, 2012. – 48 с.

3. Белопольская Н. Л. Когнитивные и аффективные детерминанты решения задач на возрастную идентификацию // Познание и общение. – М.: Изд-во ИП РАН, 2009. – С. 159–169.

4. Веракса Н. Е. Детское развитие: две парадигмы // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т. 14, № 2. – С. 102–108. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2018140211

5. Гаврилушкина О. П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 2. – С. 25.

6. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихология – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 184 с.

7. Иванова О. И., Щетинина А. М. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста. – Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Я. Мудрого, 2006. – 124 с.

8. Кондратьева С. Ю. Вопросы профилактики графической дискалькулии у дошкольников с задержкой психического развития // Вестник педагогических инноваций. – 2023. – № 1 (69). – С. 70–77. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2301.08

9. Короткова Н. А. Форма игры в образовательном процессе детского сада // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4. – С. 14.

10. Кубики «Движение» – игровые технологии физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья / И. Г. Вечканова,
А. Е. Жукова, Т. И. Юрченко; под общ. ред. Т. И. Юрченко. – СПб.: АЛЬМА, 2022. – 76 с.

11. Логинова Л. Л. Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3–7 лет: методическое пособие / под ред. О. А. Шиян. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 88 с.

12. Модель и технология универсального дизайна обучения в условиях разнообразия образовательных потребностей обучающихся в начальной школе: методические рекомендации для учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения и методистов образовательных организаций / гл. ред. С. В. Алёхина. – М.: Изд-во МГППУ, 2020. ‒ 176 с.

13. Марущак Е. Б., Игнатенко О. Е. Родительский онлайн-университет как эффективная форма психолого-педагогического консультирования и просвещения // Вестник педагогических инноваций. – 2023. – № 1 (69). – С. 85–93. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2301.10

14. Микляева Н. В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: Сфера, 2010. – 128 с.

15. Познаем, сохраняем традиции Петра I, созидаем будущее. Из опыта воспитательной работы педагогов детского сада с использованием конструктора «Наш Петербург» / И. Г. Вечканова, О. Г. Зиновьева, Т. В. Петроченко, К. Ч. Эглитис,
Т. И. Юрченко; разработчик макета конструктора: Л. С. Винокурова; под общ. ред.
И. Г. Вечкановой, Н. С. Соляниковой, М. С.Таратухиной: пособие для педагогов, родителей и заинтересованных лиц. – СПб., 2021. – 130 с.

16. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036 (дата обращения: 17.02.2023).

17. Репина О. К., Давыдов В. В., Либерман А. А. Роль социальных взаимодействий в усвоении детьми теоретических понятий // Психология и практика. – 1998. – Т. 4, вып. 4. – С. 98–106.

18. Сидловская О. П. Особенности половой идентификации у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста // Международный журнал медицины и психологии. –
2020. – Т. 3, № 3. – С. 98–102.

19. Слободчиков В. И. Со-бытийная образовательная общность – источник развития и субъект образования // Новые ценности образования. – 2010. – Т. 43, № 1. –
С. 4–13.

20. Совместная учебная деятельность и развитие детей: коллективная монография / под ред. В. В. Рубцова, И. М. Улановской. – М.: Изд-во МГППУ, 2021. – 352 с.

21. Уланова А. Ю. Модель психического как ментальная основа восприятия партнера по коммуникации // Психологические исследования. – 2015. – Т. 8, № 39. DOI: https://doi.org/10.54359/ps.v8i39.575

22. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 от 24.11.1995 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102038362 (дата обращения: 17.02.2023).

23. Халак М. Е. Определение уровня психологического потенциала у лиц с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – № 10. – С. 11–15 – URL: http://e-koncept.ru/2012/12131.htm (дата обращения: 17.02.2023).

24. Харчевникова А. Н. Диагностика сюжетно-ролевых игр мальчиков и девочек дошкольного возраста // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: научно-методическое пособие: в 3 ч.
Ч. 3. Педагогическая диагностика практического и продуктивного опыта ребенка дошкольного возраста. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – С. 126–139.

25. Чекалина А. А. О влиянии родительских установок на формирование гендерной идентичности ребенка // Мир психологии. – 2004. – № 2. – С. 106–112.

26. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. – М.: Флинта, 2006. – 340 с.

Информация об авторе

Вечканова Ирина Геннадьевна – кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития, Институт коррекционной педагогики Министерства просвещения Российской Федерации, г. Москва, Россия, https://orcid.org/0000-0001-6024-7820, ivechkanowa@gmail.com

Поступила: 01.03.2023; одобрена после рецензирования: 23.05.2023; принята к публикации: 30.05.2023.