Деятельность классного руководителя по диагностике и социализации детей из неблагополучных семей

УДК 373.3/.5+316.6

DOI: 10.15293/1812-9463.2302.07

Шабанов Артем Геннадьевич

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

АннотацияВ статье дается обоснование значения деятельности классного руководителя по диагностике и социализации детей из неблагополучных семей. Наряду с основной педагогической деятельностью классный руководитель осуществляет деятельность по адаптации и социализации детей, взаимодействуя с семьей, обеспечивая решение ключевых задач и вопросов воспитания ребенка. Основные цели и задачи, которые перед собой ставит и решает классный руководитель, подразумевают эффективное и регулярное взаимодействие с микросоциумом: родителями, обучающимися, педагогами, социальными педагогами и психологами. Цель статьи – раскрыть значение деятельности классного руководителя по диагностике и социализации детей из неблагополучных семей, показать направления данной деятельности в массовой школе. Методологической основой статьи явились работы таких авторов, как
С. А. Беличева, О. И. Волжина, А. А. Реан, М. И. Рожков, В. М. Целуйко, Т. И. Шульга и др. В основе исследования лежит деятельностный подход, задающий ориентир включения ребенка в многообразие направлений эмоционально насыщенной социально признаваемой и социально одобряемой деятельности.

Ключевые слова: классный руководитель, социализация, неблагополучная семья, социально-педагогическая деятельность, социальный педагог, внеклассная работа.

Для цитированияШабанов А. Г. Деятельность классного руководителя по диагностике и социализации детей из неблагополучных семей // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 2 (70). С. 68–75. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2302.07

ФинансированиеИсследование выполнено в рамках проекта «Разработка научно-методического сопровождения подготовки классных руководителей и кураторов студенческих групп в условиях внедрения программы воспитания», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания № 073-03-2023-027 от 27.01.2023 г.

Текст

Список источников

1. Беличева С. А. Обследование семей, имеющих несовершеннолетних детей. Методические рекомендации // Социальная педагогика в России. – 2015. – № 2. –
С. 44–48.

2. Волжина О. И. Воспитательный потенциал современной семьи // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. – № 8. – С. 7–10.

3. Лаврентьева З. И., Гуляевская Н. В. Социально-педагогическое сопровождение детей из семей мигрантов: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. – 211 с.

4. Лаврентьева О. А. Социально-педагогические технологии взаимодействия с детскими общественными объединениями в деятельности советника по воспитанию // Вестник педагогических инноваций. – 2023. – № 1 (69). – С. 42–49.

5. Пивченко В. П., Шабанов А. Г. Практика педагогического взаимодействия в рамках образовательного процесса: учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. – 124 с.

6. Пивченко В. П., Шабанов А. Г. Работа классного руководителя с детьми мигрантов: задачи, формы, эффективность // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2022. – № 3. – С. 77–83.

7. Реан А. А., Новикова М. А., Коновалов И. А. Трудный мир взросления современного подростка // Мир психологии. – 2019. – № 4 (100). – С. 36–46.

8. Рожков М. И., Иванова И. В. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании // Ярославский педагогический вестник. – 2021. – № 1 (118). – С. 37–47.

9. Ромм Т. А., Дейч Б. А., Андриенко Е. В. Воспитательная деятельность классного руководителя: учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. – 213 с.

10. Сильнягина Т. В., Скрыпникова Е. М., Шабанов А. Г. Деятельность классного руководителя в условиях внедрения программы воспитания: учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. – 141 с.

11. Скрыпникова Е. М. Формы работы классного руководителя с обучающимися в условиях современных вызовов и запросов // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 5. – С. 60–69.

12. Целуйко В. М. Психологические особенности формирования личности ребенка в неполной семье // 1917–2017: уроки столетия. От культурно-нравственного распада к культурно-нравственному возрождению: материалы I Арсеньевских чтений – регионального этапа XXV Международных Рождественских образовательных чтений (Волгоград – Урюпинск – Фролово). – Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2018. – С. 198–216.

13. Чернова Н. Ю., Ромм Т. А. Организация воспитательного процесса в школе в условия постоянных изменений // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 4. – С. 125–135.

14. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2020. – 213 с.

Информация об авторе

Шабанов Артем Геннадьевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-8478-5348, shabanov_11.01.84@mail.ru

Поступила: 13.03.2023; одобрена после рецензирования: 29.05.2023; принята к публикации: 05.06.2023.