Популяризация научных знаний о природе родного края

УДК 378.147

DOI: 10.15293/1812-9463.2302.08

Кравцов Юрий Васильевич

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

Мишутина Ольга Валерьевна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

Аннотация. Рассматривается проблема популяризации среди обучающихся в высшей и средней школе научных знаний о природе родного края в связи с требованиями государства к формированию у выпускников учебных заведений целостной научной картины мира. Цель статьи – показать варианты популяризации географических знаний в региональном контексте и направления их реализации в учебном процессе. В качестве основного использован метод обобщения как вариантов популяризации, так и сведений о глобальных изменениях температуры на планете, их проявлениях в пределах Новосибирской области и роли человека в этих изменениях. Показано несколько вариантов популяризации научных знаний, в том числе с использованием ресурсов технопарка универсальных педагогических компетенций в качестве эффективной интегративной площадки, на которой возможно объединить педагогические усилия учителей школ, преподавателей колледжей и вузов, экспертов в сфере географического образования и содействовать воспитанию подрастающего поколения и формированию информационной грамотности в области краеведческой и туристско-краеведческой направленности благодаря предоставлению достоверных сведений об окружающей природной среде. Приведен вариант популяризации научных сведений о природе родного края на примере проявлений глобальных изменений температуры на территории Новосибирской области. Предложены направления применения в учебном процессе тематики температурных колебаний в тезисном изложении как одного из вопросов, пользующихся в последнее время большой популярностью.

Ключевые словапопуляризация науки, средняя школа, колледж, университет, географическое образование, краеведение, глобальные изменения температуры.

Для цитированияКравцов Ю. В., Мишутина О. В. Популяризация научных знаний о природе родного края // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 2 (70).
С. 76–84. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2302.08

Текст

Список источников

1. Ильясов Д. Ф., Селиванова Е. А., Масленникова Н. А., Крушина М. Ю., Крушин А. В. Эффективные стратегии повышения качества школьного естественнонаучного и инженерно-математического образования с использованием методов популяризации научных знаний о космосе // Мир науки, культуры, образования. – 2018.– № 6 (73). – С. 9–11.

2. Кравцов Ю. В. Привлечение школьников к исследованиям современных изменений природы в районах развития гривного рельефа // Сибирский учитель. – 2021. – № 6 (139). – С. 37–44.

3. Кравцов Ю. В., Ионова Н. В. Проектирование содержания интегрированного учебного курса для студентов педагогических вузов // Сибирский учитель. – 2022. – № 4 (143). – С. 71–78.

4. Кравцов Ю. В., Мишутина О. В. Применение элементов интегрированного обучения для формирования универсальных педагогических компетенций в условиях межфакультетского технопарка // Вестник педагогических инноваций. – 2022. –
№ 1 (65). – С. 31–37.

5. Коломеец А. В. Воспитание у дошкольников патриотических чувств через знакомство с родным краем // Антропоцентрические науки: Инновационный взгляд на образование и развитие личности: материалы VII Международной научно-практической конференции (Воронеж, 21–22 марта 2018 г.). – Воронеж: Научная книга, 2018. – С. 252–254.

6. Малков А. В. Трансформация моделей межличностного взаимодействия в условиях информатизации системы профессионального образования // Философия образования. – 2012. – № 4 (14). – С. 82–88.

7. Национальный атлас России. – Т. 2. Природа. Экология [Электронный ресурс]. – URL: https://nationalatlas.ru/tom2/26-27.html (дата обращения: 23.02.2023).

8. Онищенко А. С. Интерактивные формы работы с детской аудиторией как способ популяризации археологической коллекции Донецкого Республиканского Краеведческого музея // Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. – 2021. – № 11. – С. 30–32.

9. Степанова Д. Г. Регионоведение на уроках иностранного языка как средство формирования познавательного интереса к предмету // Символ науки. – 2021. – № 12 (1). – С. 110–111.

10. Орлов В. П., Киселёв Е. А., Морозов А. Ф., Фаррахов Е. Г. [и др.] Детско-юношеское геологическое движение как фактор формирования кадрового потенциала геологической отрасли России // Отечественная геология. – 2021. – № 1. – С. 5–18. DOI: https://doi.org/10.47765/0869-7175-2021-10001

11. Погода и климат [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pogodaiklimat.ru/history/29638.htm (дата обращения: 23.02.2023).

12. Jun Hu, Wei He. A Summary of the Construction of Science Popularization Bases in China // Proceedings of the 2022, 3rd International Conference on Mental Health, Education and Human Development (MHEHD 2022). – Pp. 996–999. DOI: https://doi.org/10.2991/assehr.k.220704.180

13. Massarani L., Castro Moreira I. Popularisation of Science: Historical Perspectives and Permanent Dilemmas [Электронный ресурс] // Quark. – 2004. – Vol. 32. – Pp. 75–79. –URL: https://raco.cat/index.php/Quark/article/view/55039 (дата обращения: 23.02.2023).

Информация об авторах

Кравцов Юрий Васильевич – доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры географии, регионоведения и туризма, Институт естественных и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-0462-9194, kravtsov60@mail.ru

Мишутина Ольга Валерьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0001-6124-6184, purus@mail.ru

Вклад автороввсе авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила: 28.02.2023; одобрена после рецензирования: 17.05.2023; принята к публикации: 30.05.2023.