Маршрут «Дорогами Памяти»: ресурс коммеморативной практики по местам боевых действий на территории России и Белоруссии (1941–1945)

УДК 378:94+374+355/359+94(571)”1941/1945”

DOI: 10.15293/1812-9463.2302.09

Катионова Анна Олеговна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

АннотацияСтатья посвящена описанию реализации маршрута «Дорогами Памяти» как формата исторического «погружения» в исследовательский материал, способствующего реконструкции социальной памяти о событиях Великой Отечественной войны, смыслообразованию о феномене человеческих потерь в годы войны и почитанию гуманистической ценности. Данная коммеморативная практика оказалась исключительно понятной и удачной в формате исследовательских задач архивно-поискового отряда, и в июле 2019 г. группа студентов и преподаватель, в связи с 75-летием освобождения территории Белорусской ССР от оккупантов, отправились в республику Беларусь для посещения братских захоронений, в которых покоятся останки сибиряков. Коммеморация была названа «Дорогами Памяти» и охватывала маршрут от Новосибирска через Москву до Смоленска – Рославля – Минска – Витебска и включала посещение мест захоронения воинов Красной Армии, погибших в боях в годы Великой Отечественной войны или умерших в концлагерях. В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов, способствующих и результативности поиска, и профессиональному продвижению участников архивно-поискового отряда. Повествование описываемых событий маршрута «Дорогами Памяти» представляет собой сочетание дневникового очерка и сторителлинга в традициях нарративного подхода.

Ключевые словасоциальная память, коммеморативная практика, Великая Отечественная война, освобождение Белоруссии, воины-сибиряки, братское захоронение, маршрут «Дорогами Памяти», нарративный подход, «места памяти».

Для цитированияКатионова А. О. Маршрут «Дорогами Памяти»: ресурс коммеморативной практики по местам боевых действий на территории России и Белоруссии (1941–1945) // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 2 (70). С. 85–98. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2302.09

ФинансированиеИсследование выполнено в рамках проекта «Разработка научно-методического сопровождения подготовки классных руководителей и кураторов студенческих групп в условиях внедрения программы воспитания», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ, в рамках государственного задания № 073-03-2023-027 от 27.01.2023.

Текст

Список источников

1. Ерохина Е. А. Институты публичной памяти в дискурсивном пространстве неотрадиции: новосибирский кейс // Исторический курьер. – 2022. – № 1 (21). – С. 45–54. DOI: https://doi.org/10.31518/2618-9100-2022-1-5

2. Hutton P. H. Philosophical Reflections on the Ways of Memory and History // History and Theory. – 2018. – Vol. 57, Issue 2. – Pp. 292–305. DOI: https://doi.org/10.1111/hith.12063

3. Kansteiner W. Finding Meaning in Memory: A Methodological Critique of Collective Memory Studies // History and Theory. – 2002. – Vol. 41, Issue 2. – Pp. 179–197. DOI: https://doi.org/10.1111/0018-2656.00198

4. Cyr T. G., Hirst W. Reflections on Conversations and Memory // Topics in Cognitive Science. – 2019. – Vol. 11, Issue 4. – Pp. 831–837. DOI: https://doi.org/10.1111/tops.12437

5. Salvio P. M. Teaching Against Omnipotence: Mussoliniʼs Racial Laws and the Ethics of Memory in Times of Neofascism // Educational Theory. – 2022. – Vol. 72, Issue 5. – Pp. 575–593. DOI: https://doi.org/10.1111/edth.12551

6. Heux L., Rathbone C., Gensburger S., Clifford R., Souchay C. Collective Memory and Autobiographical Memory: Perspectives from the Humanities and Cognitive Sciences // WIREs Cognitive Science. – 2022. – Vol. 14, Issue 3. DOI: https://doi.org/10.1002/wcs.1635

7. Mason R., Suchoples J. Representations of War in Films and Novels. – New York, 2015. – 257 p. DOI: https://doi.org/10.3726/978-3-653-06092-8

8. Катионов О. Н., Катионова А. О., Майер Б. О. Литературные произведения писателей-фронтовиков в воспитании современной молодежи // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 6. – С. 107–120. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1906.07

9. Alieva S. A., Zakaryaeva S. Z., Omarov O. N., Radjabova R. V., Kimpaeva E. A., Gadjieva P. D. Scientific and Pedagogical Bases of Civic and Patriotic Upbringing of Young Students // Journal of Educational and Social Research. – 2019. – Vol. 9, Issue 3. – Pp. 160-169. DOI: https://doi.org/10.2478/jesr-2019-0033

10. Ильин Е. В. Формирование исторической памяти в СССР и России как способ самоидентификации нации // Вопросы истории. – 2021. – № 4-2. – С. 4–12.

11. Филатов Д. Н. Участие Волгоградской областной организации ВЛКСМ во Всесоюзном походе комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа как одна из форм памятникоохранительной дея-тельности [Электронный ресурс] // Инновационная наука. – 2016. – № 3. – С. 90–91. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25684257 (дата обращения: 12.02.2023).

12. Журавлёв В. А. Развитие поискового движения в России: нормативно-правовой аспект [Электронный ресурс] // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. – № 4 (127). – С. 226–233. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34915225 (дата обращения: 12.02.2023).

13. Попов А. Д. Память о Великой Отечественной войне в идеологической парадигме советского туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2010. – № 3. – С. 43–48. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15170861 (дата обращения: 12.02.2023).

14. Gongaware T. B. Collective Memory Anchors: Collective Identity and Continuity in Social Movements // Sociological Focus. – 2010. – Vol. 43, Issue 3. – Pp. 214–239. DOI: https: //doi.org/10.1080/00380237.2010.10571377

15. Сабанчеев Р. Ю. Концепция «мест памяти» Пьера Нора как способ исторической реконструкции // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2018. – № 1. – С. 33–38. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32751907 (дата обращения: 12.02.2023).

16. Лысикова О. В. Туризм как освоение пространства-времени: мобильность коллективной памяти [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 7. – С. 95–100. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17748989 (дата обращения: 12.02.2023).