Научная статья
УДК 37.011
DOI: 10.15293/1812-9463.2303.01
Пищик Ольга Геннадьевна
Национальный институт образования, г. Минск, Республика Беларусь
Аннотация. В статье рассматриваются содержание и соотношение понятий «грамотность», «функциональная грамотность». Затронуты вопросы эволюции понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике на различных этапах общественного развития, расширения понятия «грамотность» до понятия «функциональная грамотность» в связи с ростом требований общества к образовательному процессу, неоднородности восприятия понятия «функциональная грамотность» различными исследователями. Акцентируется внимание на роли школы в формировании функционально грамотной личности. Автор приходит к выводу, что в современной педагогике функциональная грамотность рассматривается как основа для проявления личностью адаптационных способностей к условиям социума и расширения диапазона ее востребованности в различных сферах деятельности. Целью статьи является рассмотрение проблемы функциональной грамотности в контексте педагогических наук.
Ключевые слова: грамотность, функциональная грамотность, элементарная грамотность, минимальное поле функциональной грамотности, этапы развития, исследование PISA, «предел» функциональной грамотности, функционально грамотный человек.
Для цитирования: Пищик О. Г. Функциональная грамотность как педагогическая проблема // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 3 (71). С. 5–14. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2303.01
текст
Список источников
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Икар, 2009. – 448 с.
2. Борщевская А. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования [Электронный ресурс] // Наука и школа. – 2021. – № 1. –
С. 199–208. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-v-kontekste-sovremennogo-etapa-razvitiya-obrazovaniya (дата обращения: 19.04.2023).
3. Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. – 2007. – № 5. – C. 140–144.
4. Виноградова Н. Ф. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя. – М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. – 288 с.
5. Гаврилюк В. В., Сорокин Г. Г., Фарахутдинов Ш. Ф. Функциональная неграмотность в условиях перехода к информационному обществу. – Тюмень: Изд. ТюмГНГУ, 2009. – 244 с.
6. Григорьев С. И., Матвеева Н. А. Неклассическая социология образования начала XXI века. – Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 2000. – 159 с.
7. Гулецкая Е. А., Ковальчук Т. А. Интегративные компоненты функциональной грамотности младшего школьника: сущность, структура, содержание [Электронный ресурс]. – URL: https://rep.vsu.by/bitstream/123456789/35523/1/197-201.pdf (дата обращения: 29.04.2023).
8. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1978. – Т. 1. – 390 с.
9. Кричевский В. Ю. Функциональная грамотность в развивающемся обществе // Функциональная грамотность взрослых: современное состояние исследований и их перспективы (материалы к международному семинару). – СПб., 1992. – С. 74–81.
10. О Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2021 г. № 683. – URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22100683&p1=1 (дата обращения: 13.04.2023).
11. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2003. – 368 с.
12. Образовательный стандарт базового образования [Электронный ресурс]: постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 декабря 2018
№ 125. – URL: https://adu.by/images/2023/obr/obr-standarty-ob-sred-obrazovaniya.pdf (дата обращения: 13.04.2023).
13. Пересмотренная рекомендация о международной стандартизации статистики образования // Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Париж, Франция, 27 ноября 1978 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://en.unesco.org/about-us/legal-affairs/revised-recommendation-concerning-international-standardization-educational (дата обращения: 19.04.2023).
14. Перминова Л. М. Дидактическое обоснование формирования естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – Т. 1, № 4 (41). – С. 162–171.
15. Перминова Л. М. Функциональная грамотность учащихся. Современный урок. – М., 2009. – 129 с.
16. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982. – 255 с.
17. Русецкий В. Ф., Зеленко О. В. Формирование функциональной грамотности как научная и образовательная проблема // Веснік адукацыі. – 2020. – № 10. – С. 5–14.
18. Сорокин Г. Г. Влияние информационной культуры на функциональную грамотность социального субъекта: автореф. дис. … канд. социол. наук. – Тюмень, 2006. – 23 с.
19. Тангян С. А. «Новая грамотность» в развитых странах // Советская педагогика. – 1990. – № 1. – С. 3–17.
20. Фролова П. И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов [Электронный ресурс] // Вестник СибАДИ. – 2014. – № 1 (35). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-kak-osnova-razvitiya-uchebno-poznavatelnoy-kompetentnosti-studentov. (дата обращения: 16.03.2023).
Информация об авторе
Пищик Ольга Геннадьевна – старший научный сотрудник лаборатории проблем воспитания личности, аспирант лаборатории гуманитарного образования, научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, г. Минск, Республика Беларусь, https://orcid.org/0009-0001-1531-3136, pishchikolga8@gmail.com
Поступила: 10.05.2023; одобрена после рецензирования: 28.07.2023; принята к публикации: 10.08.2023.