Психолого-педагогические основы организации творческой деятельности студентов

Научная статья

УДК 378+159.928

DOI: 10.15293/1812-9463.2303.02

 

Андриенко Елена Васильевна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

 

АннотацияВ статье раскрываются психолого-педагогические основы творческой деятельности студентов университетов. Объектом анализа статьи выступили концепции и теории творческой деятельности, разработанные в педагогике и психологии. Целью статьи является определение актуальных для организации творческой деятельности студентов концептуальных психолого-педагогических идей развития творчества. Охарактеризованы некоторые отечественные и зарубежные теории творчества, проанализированы различные подходы к исследованию творчества как особого вида человеческой созидательной деятельности, направленной на получение уникального результата в условиях решения сложной задачи или проблемы. Раскрыты некоторые психолого-педагогические подходы к организации творческой деятельности студентов в системе высшего образования. Дана краткая характеристика когнитивным процессам (латеральное и дивергентное мышление). Определены основные психолого-педагогические условия эффективной организации творческой деятельности студентов университетов.

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, латеральное мышление, дивергентное мышление, оптимум развития, инсайт, надситуативная активность, творческие задачи, психолого-педагогические условия организации творческой деятельности cтудентов в университете.

Для цитирования: Андриенко Е. В. Психолого-педагогические основы организации творческой деятельности студентов // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 3 (71). С. 15–25. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2303.02

текст

Список источников

1. Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Особенности творческой деятельности: комплексный философский анализ // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – 2021. – Т. 10, № 6А. – С. 181–188.

2. Никольская О. Л. Творческая деятельность как предмет психолого-педагогических исследований и публикаций // Научно-педагогическое обозрение. – 2015. – № 2 (8). – С. 69–80.

3. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. – М.: Знание, 1972. – 32 с.

4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 260 с.

5. Андриенко Е. В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя: монография. – М.; Новосибирск : Изд. НГПУ, 2002. – 266 с.

6. Андриенко Е. В. Педагогический профессионализм в контексте профессиональной самоактуализации и социокультурной идентификации // Педагогический профессионализм в меняющемся образовательном пространстве: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – С. 9–43

7. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009. – 830 с.

8. Боно Э. де Искусство думать: Латеральное мышление как способ решения сложных задач. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 172 с.

9. Bono E. de Lateral Thinking: Creativity Step by Step [Электронный ресурс]. – New York: Harper&Row Publishers, 1970. – 300 p. – URL: https://archive.org/details/laterthinking00debo (дата обращения: 27.05.2023).

10. Абоимова И. С., Александрова И. Б. Развитие латерального мышления при формировании профессиональных компетенций у будущих дизайнеров // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 75. – С. 4–7.

11. Stenberg R. J., Davidson J. E. The Nature of Insight [Электронный ресурс]. – Cambridge, MA: MIT Press, 1995. – URL: http://websites.umich.edu/~bcalab/documents/SeifertMeyerDavidsonPY1995.pdf (дата обращения: 27.05.2023).

12. Guilford J. P. Intelligence, Creativity, and Their Educational Implications [Электронный ресурс]. – URL: https://openlibrary.org/books/OL5618028M/Intelligence_creativity_and_their_educational_implications (дата обращения: 30.05.2023).

13. Богоявленская Д. Б., Сусоколова И. А. К вопросу о дивергентном мышлении // Психологическая наука и образование. – 2006. – № 1. – С. 85–96.

14. Козьяков Р. В. Концепции креативного мышления и основные подходы к его изучению // Современная зарубежная психология. – 2022. – Т. 11, № 4. – С. 117–126. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110410

15. Демченко Н. Ю., Сорокина Е. Н., Никуленкова О. Е. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей студентов в образовательной среде вуза // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 65. – С. 319–321.

16. Оськина А. Н., Даринская Л. А. Возможности электронного учебного курса в развитии креативности студентов: моделирование, реализация, оценка // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т. 7, Вып. 9. – С. 895–901.

Информация об авторе

Андриенко Елена Васильевна – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии ИФМИТО, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-8345-4790, eva_andrienko@rambler.ru

Поступила: 03.06.2023; одобрена после рецензирования: 26.07.2023; принята к публикации: 10.08.2023.