Иммерсивная театрализация: арт-педагогическая технология в профессиональном образовании

Научная статья

УДК 37.062.2

DOI: 10.15293/1812-9463.2303.04

 

Шульга Ирина Ивановна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

Капустин Алексей Николаевич

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

 

АннотацияВ статье рассматриваются новые возможности и риски в современном профессиональном образовании, связанные с цифровизацией, а также вариативность внедрения иммерсивной театрализации как части арт-педагогической деятельности и ее потенциал с точки зрения сохранения гуманистической направленности образования. Иммерсивность представлена в статье как самостоятельная технология, включающая в себя элементы театрализации, игры и рефлексии и обеспечивающая интерактивность в процессе обучения. Рассмотрены преимущества использования иммерсивной театрализации в профессиональном образовании: деятельность в учебно-профессиональной среде, максимально приближенной к реальной деятельности будущего специалиста, повышение мотивации и развитие профессионально-личностных возможностей, в частности педагогического артистизма, коммуникативных качеств и организаторских способностей. Определены перспективные направления внедрения иммерсивной театрализации: особая подготовка преподавателей, соотнесение объективной компетентности и субъективной оценки достижений студентов, развитие психофизиологических, эмоциональных и познавательных возможностей будущих специалистов.

Ключевые слова: иммерсивная образовательная среда, арт-педагогика, профессиональное образование, гуманистический потенциал педагогики.

Для цитированияШульга И. И., Капустин А. Н. Иммерсивная театрализация: арт-педагогическая технология в профессиональном образовании // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 3 (71). С. 45–55. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2303.04

текст

Список источников

1. Авербух Н. В. Психологические аспекты феномена присутствия в виртуальной среде // Вопросы психологии. – 2010. – № 5. – С. 105–113.

2. Анисимов В. П. Искусство нравственности: к проблеме определения предмета арт-педагогики // Cовременные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2. –
С. 1–9.

3. Артюхова Т. Ю., Петрова Т. И. Театрализованная деятельность как средство воспитания учащихся // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2015. – № 1 (31). – С. 31–35.

4. Булатова О. С. Педагогический артистизм: учебное пособие. – М.: Академия, 2001. – 240 с.

5. Верховодова Р. А. Арт-педагогика как система интегративного применения элементов искусства в образовательном процессе // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 11. – С. 60–61.

6. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.

7. Григорович Л. А., Чернова О. Н. Формирование профессиональной компетентности и профессиональной позиции в процессе педагогического образования // Преподаватель XXI век. – 2009. – № 3-1. – С. 49–53.

8. Гуткина Н. И. Концепция Л. И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т. 14, № 2. – С. 116–128.

9. Добрынина Т. Н. Педагогические условия применения интерактивных форм обучения в педагогическом вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Новосибирск, 2003.

10. Долина И. Г., Полякова Н. А. Концепция формирования гуманистической культуры студентов // Modern European Researches. – 2015. – Вып. 5. – С. 86–89.

11. Романова А., Готская И. Б., Шуклин Д. А. Анализ понятийного ряда виртуальной реальности // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2017. – № 3 (27). – С. 58–60.

12. Сергеев С. Ф. Обучающие и профессиональные иммерсивные среды. – М.: Народное образование, 2008. – 434 с.

13. Сергеев С. Ф. Проблемы и перспективы развития электронного обучения // Школьные технологии. – 2015. – № 3. – С. 28–38.

14. Степанова П. М. Театр и не-театр Ежи Гротовского. – М.: Совпадение, 2015. – 221 с.

15. Портал социологических данных РАНХиГС [Электронный ресурс]. – URL: https://social.ranepa.ru/ (дата обращения: 21.03.2023).

16. Хороших П. П., Сергиевич А. А., Баталова Т. А. Иммерсивные образовательные среды: психофизиологический аспект // Психология и Психотехника. – 2021. – № 1. – С. 78–88.

17. Чупина В. А., Федоренко О. А. Рефлексивные основы иммерсивной образовательной среды // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2018. – № 1. – С. 89–96.

18. Шульга И. И. Профессиональная подготовка бакалавров-педагогов к организации детского досуга: дис. … д-ра пед. наук. – Красноярск, 2013.

Информация об авторах

Шульга Ирина Ивановна – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Института физико-математического, информационного и технологического образования, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0001-5994-7678, shulga.61@mail.ru

Капустин Алексей Николаевич – магистрант, Институт физико-математического, информационного и технологического образования, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила: 05.04.2023; одобрена после рецензирования: 15.07.2023; принята к публикации: 10.08.2023.