Использование бихевиористских техник для формирования у школьников умения принимать себя и других, не осуждая

Научная статья

УДК 37.025.3

DOI: 10.15293/1812-9463.2303.07

 

Савельева Ольга Евгеньевна

Смоленский государственный университет, г. Смоленск, Россия

 

АннотацияПреобладающими методами нравственного воспитания в российской школе являются методы рационалистического характера, апеллирующие к рефлексии, аналитическому и критическому мышлению. Однако на основе исследования К. Каваками показано, что спонтанные и инстинктивные поведенческие реакции индивида не корректируются одним лишь осознанным формированием у него ценностных установок. Проявление человеком осуждающего поведения часто является спонтанным поведенческо-эмоциональным актом. В связи с этим автор обращается к изучению иррациональных (прежде всего, бихевиористских) приемов воспитания и способов их использования в учебно-воспитательном процессе с целью реализации рекомендаций ФГОС о формировании у школьников умения принимать себя и других, не осуждая. В ходе исследования автор опирается на теории о классическом и оперантном обусловливании, научении, техниках якорения и социальном импринтинге. Предложены к применению в школьном образовательном процессе следующие техники, как уже использующиеся в педагогическом процессе в России или за рубежом, так и разработанные автором: рифмованные или ритмизированные воспитательные речевки аффирмативного строения (роль которых могут выполнять также пословицы и поговорки, применяемые согласно ряду требований), техника эмоционального приучения на основе якорных образов, а также бонусное поощрение положительного социального поведения. Выводы статьи могут быть использованы для дальнейшего теоретического осмысления процесса внедрения иррациональных методов в школьную систему воспитания, а также для разработки программ эмоционального или нравственного воспитания, программ формирования толерантности, эмпатии и эмоционального интеллекта с включением бихевиористских и других иррациональных техник.

Ключевые слова: формирование эмпатии, эмоциональный интеллект, воспитание толерантности, эмоциональное обучение, бесконфликтное поведение, нравственное воспитание в школе, оперантное обусловливание.

Для цитированияСавельева О. Е. Использование бихевиористских техник для формирования у школьников умения принимать себя и других, не осуждая // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 3 (71). С. 77–89. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2303.07

текст

Список источников

1. Арзуманян Л. С. Языковые аффирмации в психолингвистике // Русский язык на перекрестке эпох: традиции и инновации в русистике: материалы международной научно-практической конференции. – Ереван: Российско-Армянский (Славянский) университет, 2015. – С. 33–38.

2. Бескровных А. Н. Рабочая программа воспитания в школе [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2022/09/04/rabochaya-programma-vospitaniya-v-shkole (дата обращения: 15.04.2023).

3. Викторова Е. В. Социальный импринтинг как механизм формирования мировоззренческих установок // Актуальные проблемы исследования массового сознания: материалы II Международной научно-практической конференции. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. – С. 187–200.

4. Викторук Е. Н., Черняева А. С. Перспективен ли бихевиоризм в современном образовании? // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы XIII Международной научной конференции. – Красноярск: Изд-во КГПУ
им. В. П. Астафьева. – С. 13–15.

5. Волков Н. Г. Нейролингвистическое программирование и основные концепции обучения в технологическом вузе и военно-учебном заведении // Вестник технологического университета. – 2014. – Т. 17, № 8. – С. 315–322.

6. Дахин А. Н. Нейрофизиология и технология: интеграция, модификация и адаптация, или Что такое адаптивно-реверсивное обучение // Народное образование. – 2019. – № 6. – С. 155–160.

7. Кирушина А. К. Метод джазовых чантов на уроках английского языка // Современные проблемы филологии и методики преподавания языков: вопросы теории и практики: сборник научных трудов международной научно-практической конференции. – Елабуга: Елабужский институт, 2019. – С. 149–154.

8. Митрофанова Г. Г. Имплицитный подход как одна из возможностей дифференцированного обучения учащихся // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2020. – № 2. – С. 19–32.

9. Ниязова Г. Ж., Бураева Ж. Б., Бекболат М. С. Важность развития гибких навыков у будущих специалистов в области информационных и коммуникационных технологий // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. –
2022. – Т. 4, № S (90). – С. 90–93.

10. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. – М.: АСТ, 1998. – 704 c.

11. Рякина О. Р., Звягинцева Е. П. Использование оперантного обусловливания в процессе иноязычного профессионально ориентированного обучения студентов // Вестник университета. – 2015. – № 8. – С. 308–311.

12. Савельева О. Е. Эмоциональное приучение как прием формирования умения принимать себя и других, не осуждая // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2022. – Т. 28, № 3. –
С. 5–10. DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-5-10

13. Смирнов В. В. Обоснование понятия «аффирмация здоровья» в контексте формирования культуры здоровья молодежи // Актуальные вопросы в научной деятельности: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. – Ч. 1. – Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2014. – С. 148–149.

14. Трофимов М. Ю. Метафизическое рождение и метафизическая смерть в пограничной ситуации // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 349. – С. 60–63.

15. Тухфатуллин А. Н., Кириллова Т. В. Возможности использования техник нейролингвистического программирования при обучении огневой подготовке курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний //
Психология XXI века: Вызовы, поиски, векторы развития: сборник материалов
III Всероссийского симпозиума психологов с международным участием, посвященного 30-летию со дня образования психологического факультета Академии ФСИН России. – Ч. III. – Рязань, 2022. – С. 223–227.

16. Уразгалиева К. Т., Джумаханова Д. Д., Петрова Н. А. Техники нейролингвистического программирования как условие повышения эффективности обучения иностранным языкам в современной школе // Наука и образование: Сохраняя прошлое, создаем будущее: сборник статей XIX Международной научно-практической конференции: в 2 ч. – Ч. 2. – Пенза: Наука и Просвещение, 2019. – С. 145–147.

17. Шкарин Д. Л., Шелестюк Е. В. Аффирмация, молитва, ритм как дискурсивные практики: прагмалингвистический анализ // Культура и цивилизация. – 2019. – Т. 9, № 1-1. – С. 86–98. DOI: https://doi.org/10.25799/AR.2019.44.1.010

18. Щеголева А. В. Использование джазовых чантов с целью якорения важного и трудного содержания при обучении английскому языку // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.31400

19. Beaman R., Wheldall K. Teachers’ use of approval and disapproval in the classroom //
Educational Psychology. – 2000. – Vol. 20, Issue 4. – Pp. 431–446.

20. Delgado J. Meta-Moment, the technique for not making permanent decisions based on temporary emotions [Электронный ресурс]. – URL https://psychology-spot.com/meta-moment-emotional-technique (дата обращения: 29.04.2023).

21. Kawakami K., Dunn E., Karmali F., Dovidio J. F. Mispredicting Affective and Behavioral Responses to Racism // Science. – 2009. – Vol. 323, Issue 5911. – Pp. 276–278. DOI: https://doi.org/10.1126/science.1164951

22. Missouri Schoolwide Positive Behavior Support. Tier 1. Team Workbook. 2017–2018 [Электронный ресурс]. – URL: https://rypple.org.au/wp-content/uploads/sites/54/2018/04/1b-MO-SW-PBS-Tier-1-Workbook.pdf (дата обращения: 04.04.2023).

23. White M. A. Natural Rates of Teacher Approval and Disapproval in the Classroom //
Journal of Applied Behavioral Analysis. – 1975. – Vol. 8, Issue 4. – Pp. 367–372. DOI: https://doi.org/10.1901/jaba.1975.8-367

Информация об авторе

Савельева Ольга Евгеньевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка, Смоленский государственный университет, г. Смоленск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-6838-7198, oe.savelyeva@gmail.com

Поступила: 30.05.2023; одобрена после рецензирования: 28.07.2023; принята к публикации: 10.08.2023.