Актуальные направления деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Научная статья

УДК 37.02

DOI: 10.15293/1812-9463.2303.08

 

Скрыпникова Екатерина Михайловна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

 

АннотацияСовременные вызовы к осуществлению воспитания в общеобразовательной организации привели к появлению новой должности – советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Актуальным является научное осмысление и обоснование деятельности советника по воспитанию для выявления ключевых компетенций, функций и направлений его работы, чтобы в последующем обеспечить качественную подготовку данных специалистов. Цель статьи – охарактеризовать особенности актуальных направлений работы советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. На сегодняшний момент в области деятельности советника по воспитанию исследуются такие вопросы, как социально-педагогические технологии взаимодействия советника с детскими общественными объединениями, компетентностная модель деятельности советника, методология исследования деятельности советников, работа советника с родительским сообществом, стратегический статус советника, исследование профессионализма советников, экологическое направление в работе советника и др. Приоритетными направлениями работы советника, на наш взгляд, являются: взаимодействие с детскими и молодежными общественными объединениями, взаимодействие с родителями обучающихся, вовлечение детей в социально значимую деятельность. Также в статье раскрываются основные виды педагогической деятельности, осуществляемой советником: прогностическая, проектировочная, организаторская, коммуникативная, координирующая и рефлексивная.

Ключевые слова: советник директора по воспитанию, детские общественные объединения, детское движение, социально значимая деятельность, работа с родителями, социально-педагогические технологии, виды педагогической деятельности, ученическое самоуправление.

Для цитирования: Скрыпникова Е. М. Актуальные направления деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 3 (71). С. 90–101. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2303.08

Финансирование. Исследование выполнено в рамках проекта «Научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ
в рамках государственного задания № 073-03-2023-027 от 27.01.2023 г.

текст

Список источников

1. Алиева Л. В. Пионерские традиции – ресурс развития детского движения как субъекта общественного воспитания // Педагогическое искусство. – 2022. – № 1. – С. 106–115.

2. Бетильмерзаева М. М., Мусханова И. В. Стратегический статус советника директора по воспитанию в современной школе: взгляд обучающихся и их родителей // Перспективы науки и образования. – 2023. – № 2 (62). – С. 330–350.

3. Богдашин А. В., Соловьёва Т. О. Специфика взаимодействия советников директоров по воспитанию с родительским сообществом // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2023. – № 2 (39). – С. 140–145.

4. Григорьев Д. В. Как школа формирует у детей российскую идентичность // Народное образование. – 2015. – № 1.1. – С. 173–177.

5. Евстифеева Е. А. Экологическое направление в работе советника директора по реализации проектов и программ в сфере патриотического воспитания граждан // Молодой ученый. – 2022. – № 42.1. – С. 16–18.

6. Запорожец Л. В. Условия и движущие причины психического развития ребенка (Актуальные проблемы возрастной психологии) // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 18–20.

7. Кирпичник А. Г., Тимонина Л. И. Каковы особенности воспитания в детско-юношеской организации школьников? // Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации: учебное пособие. – Кострома: Из-во КГУ, 2017. – С. 74–204.

8. Кисляков А. В., Щербаков А. В., Буравова С. В. Исследование профессионализма советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями: инструментарий, диагностика, результаты исследования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2023. – Вып. 2 (55). – С. 133–147.

9. Кудинов В. А., Тимонина Л. И. История детского и юношеского движения в России (до 2017 года): учебное пособие. – М.: Юрайт, 2022. – 242 с.

10. Лаврентьева З. И. Методология исследования деятельности советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Социальная педагогика. – 2023. – № 2. – С. 5–13.

11. Лаврентьева О. А. Социально-педагогические технологии взаимодействия с детскими общественными объединениями в деятельности советника по воспитанию // Вестник педагогических инноваций. – 2023. – № 1 (69). – С. 42–49.

12. Руденко И. В. Подготовка организаторов детского движения в России (историко-педагогический анализ): монография / под ред. Л. В. Алиевой. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 232 с.

13. Фельдштейн Д. И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 223–233.

14. Филипова А. Г., Бухтиярова И. Н., Скрыпникова Е. М. Социальная активность детей и общественные организации: ресурсы, ограничения и возможности участия // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2023. – № 1. – С. 147–155.

Информация об авторе

Скрыпникова Екатерина Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0003-2627-570X, katrine13@mail.ru