Научная статья
УДК 372.851
DOI: 10.15293/1812-9463.2303.09
Таранова Марина Владимировна
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия
Одинокова Елена Владимировна
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с содержательным наполнением школьных познавательных проектов по математике. Основной акцент сделан на технологии отбора содержания к проекту. Описаны методы постановки проблемы проекта, структурирования его целей и задач. Представлены способы выбора темы проекта. Показаны результаты обучающих семинаров, которые проводятся в рамках сетевого взаимодействия методического объединения учителей математики. Приведены примеры содержания учебных задач (заданий), средствами которых учитель может подвести школьника к выбору темы исследования и постановке задач проекта. Новизна предложенного решения заключается в идее влияния системного подхода в структурировании содержания исследовательских и творческих проектов. Приведены аргументы прямого влияния разработанной системы практик на эффективность организуемой проектной работы со школьниками.
Ключевые слова: проектная компетентность учителя, школьный проект по математике, исследовательский проект, творческий проект.
Для цитирования: Таранова М. В., Одинокова Е. В. Разработка содержания школьного образовательного проекта в рамках сетевого взаимодействия методического объединения учителей математики: проблемы и опыт их решения // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 3 (71). С. 102–113. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2303.09
Финансирование. Исследование выполнено в рамках проекта «Совершенствование модели взаимодействия педагогических вузов с базовыми школами и организации их методического сопровождения (на базе центра научно-методического сопровождения педагогических работников)», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках государственного задания № 073-03-2023-027 от 27.01.2023.
текст
Список источников
1. Барматина И. В., Варакута А. А., Кохан Н. В., Марущак Е. Б. Научно-методическое сопровождение педагогических работников в процессе взаимодействия педагогического вуза и базовых школ // Вестник педагогических инноваций. – 2021. –
№ 4. – С. 5–19. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2104.01
2. Вачков И. В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – Т. 11, № 2. – С. 36–50.
3. Гольдман А. М., Звавич Л. И. Учебные серии на уроках математики // Математика в школе. – 1990. – № 5. – С. 19–22.
4. Горев П. М., Ошергина Н. В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся средней школы в области математических знаний [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 10. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15342.htm (дата обращения: 05.05.2023).
5. Громыко Ю. В., Громыко Н. В. Исследование и проектирование: различие типов мыследеятельности и их содержания // Исследовательская работа школьников. –
2004. – № 3. – С. 16–21.
6. Губин А. Ю. Применение контура финансовой операции для решения задач по теме «Потоки платежей» в едином государственном экзамене по математике профильного уровня // Математика в школе. – 2022. – № 1. – С. 9–17.
7. Гузеев В. В., Романовская М. Б. Современные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение: в 2 частях. Ч. 1. – М.: НОУ ИСОМ, 2006. – 48 с.
8. Зайкин М. И., Арюткина С. В., Зайкин Р. М. Цепочки, циклы и системы математических задач: монография / под ред. М. И. Зайкина. – Арзамас: Изд-во АГПИ, 2013. – 135 с.
9. Зимняя И. А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности: учебно-методическое пособие. – Ижевск: Изд. УдГУ, 2001. – 103 с.
10. Новиков А. М., Новикова Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). – М.: Эгвес, 2004. – 120 с.
11. Образование, которое мы можем потерять: сборник научных трудов / под ред. В. А. Садовничего. – М.: МГУ им. М. В. Ломоносова. Институт компьютерных исследований, 2002. – 288 с.
12. Полат Е. С. Метод проектов в современной школе // Методология учебного проекта: материалы городского методического семинара / ред.-сост. Н. Ю. Пахомова. – М., 2001. – С. 108–118.
13. Салов А. И., Сергеева Т. Ф., Шабанова М. В., Пронина Н. А. Сетевые исследовательские проекты как модель мотивирующей образовательной среды для учащихся и педагогов: монография. – М.: АСОУ, 2017. – 176 с.
14. Таранова М. В. Учебные исследования на основе наследственных свойств геометрических объектов // Известия Чеченского государственного педагогического университета. Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. – 2020. – Т. 33, № 4 (32). –
С. 159–162.
15. Яковлев Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учебное пособие. – М.: Флинта, 2014. – 144 с.
16. Han S., Yalvac B., Capraro M. M., Capraro R. M. In-service Teachers’ Implementation and Understanding of STEM Project Based Learning // Eurasia Journal of Mathematics, Science & Technology Education. – 2015. – Vol. 11, Issue 1. – Pp. 63–76. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2015.1306a
Информация об авторах
Таранова Марина Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры алгебры и математического анализа, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0003-3582-6665, marinataranowa@yandex.ru
Одинокова Елена Владимировна – старший преподаватель кафедры алгебры и математического анализа, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0009-0000-0804-8410, 10helena7@gmail.com
Информация об авторах
Таранова Марина Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры алгебры и математического анализа, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0003-3582-6665, marinataranowa@yandex.ru
Одинокова Елена Владимировна – старший преподаватель кафедры алгебры и математического анализа, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0009-0000-0804-8410, 10helena7@gmail.com
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила: 25.05.2023; одобрена после рецензирования: 28.07.2023; принята к публикации: 10.08.2023.