Современные методы дозирования физической нагрузки обучающихся в рамках занятий оздоровительной физической культурой

Научная статья

УДК 796

DOI: 10.15293/1812-9463.2304.10

Головин Михаил Сергеевич

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

Ячменев Николай Владимирович

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

Жомин Константин Михайлович

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

АннотацияВ статье рассматривается проблема дифференцированного подхода к дозированию физической нагрузки в физкультурно-спортивной деятельности. Определены различные варианты распределения контингента по подгруппам для оптимизации тренировочного и оздоровительного процесса. Подобран наиболее информативный современный метод оценивания функционального состояния нервно-мышечной системы – электромиография. При этом не обнаружено использование современных методов оценивания и дозирования физической нагрузки при занятиях оздоровительной физической культурой. В работе исследованы девочки 13–14 лет, не имеющие спортивных разрядов. Предложен метод дифференцированного подхода при занятиях оздоровительной физической культурой с учетом конституциональных особенностей. Апробирован метод электромиографии при выполнении стандартного двигательного действия с четко регламентированным количеством повторений и идентичной техникой исполнения. Получены значимые различия в уровне функционирования нервно-мышечной системы у девочек с разным соматотипом. Предложено использовать электромиографию как способ дозирования физической нагрузки у обучающихся.

Ключевые слова: оздоровительная физическая культура, физические упражнения, электромиография, конституция, дифференцированный подход, дозирование физической нагрузки.

Для цитирования: Головин М. С., Ячменев Н. В., Жомин К. М. Современные методы дозирования физической нагрузки обучающихся в рамках занятий оздоровительной физической культурой // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 4 (72).
С. 116–123. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2304.10

ФинансированиеВыполнено в рамках проекта «Исследование и разработка методики занятий по оздоровительной физической культуре», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания № 073-03-2023-027 от 27.01.2023 г.

текст

Список источников

1. Абуталимова С. М. Применение электромиографии для исследования функционального состояния нервно-мышечного аппарата спортсменов с разной направленностью тренировочного процесса // Современные вопросы биомедицины. – 2022. –
Т. 6, № 1. – С. 73–79.

2. Белоусов С. А., Соболева А. А. Пути повышения эффективности урока физической культуры в условиях лицея // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2012. – № 5. – С. 52–54.

3. Васюк В. Е., Галай Н. К. Метод поверхностной электромиографии в определении оптимальной изготовки при стрельбе в биатлоне // Мир спорта. – 2020. –
№ 3 (80). – С. 20–28.

4. Горелик В. В., Филиппова С. Н., Лунькова Е. В., Беляев В. С. Физиологическое обоснование оптимизации двигательной нагрузки для мальчиков 8–10 лет на уроке физической культуры // Человек. Спорт. Медицина. – 2021. – Т. 21, № 2. – С. 51–58.

5. Греховодов В. А., Кривсун С. Н. Концепция спортивной миографии // Физиология спорта. – 2012. – № 9. – С. 46–49.

6. Джелдубаева Э. Р., Туманянц К. Н., Чуян Е. Н. Особенности биоэлектрической активности мышц кисти и предплечья у спортсменов ациклических видов спорта // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Биология. Химия. – 2018. – Т. 4, № 2 (70). – С. 32–42.

7. Жомин К. М. Влияние различных видов организованной двигательной активности на морфофункциональные и психофизиологические показатели мальчиков
6–7 лет // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 7 (185). –
С. 131–136.

8. Колосова Е. В., Гатилова Г. Д., Халявка Т. А. Показатели стимуляционной миографии и их взаимосвязь с биохимическими параметрами у квалифицированных спортсменов циклических видов спорта в подготовительном периоде // Наука и спорт: современные тенденции. – 2015. – Т. 6, № 1. – С. 25–28.

9. Кузнецов М. С., Подулов Д. Д. Перспективы совершенствования учебного процесса физического воспитания в образовательном учреждении // Вопросы педагогики. – 2022. – № 1-1. – С. 164–169.

10. Лукашевич Д. А., Михута И. Ю. Оценки силовой выносливости ведущих групп мышц гребцов-каноистов методом электромиографии // Прикладная спортивная наука. – 2017. – № 1 (5). – С. 24–31.

11. Пигарева С. Н. Сравнительный анализ динамики электромиографических показателей у спортсменов-любителей при разных режимах нагрузки // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 10 (188). – С. 290–294.

12. Попова И. Е. Ключевые параметры гемодинамики и тканевого состава работающих конечностей, определяющие функциональное состояние нервно-мышечного аппарата баскетболисток различного возраста // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 7. – С. 18–22.

13. Хомяков Г. К., Власов Е. А., Кривенков М. Ю. Структура занятия по физической культуре в зависимости от энергообеспечения организма // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2017. – № 5 (147). – С. 185–187.

14. Чуб С. А., Лобанова Е. Н., Воротынцев Ю. И. Дозирование нагрузки для обучающихся на уроках физической культуры // Russian Journal of Education and Psychology. – 2022. – Т. 13, № 3-2. – С. 93–98.

15. Ячменев Н. В., Рубанович В. Б. Динамика показателей физического здоровья учащихся 1–11 классов в зависимости от организации уроков физической культуры // Ульяновский медико-биологический журнал. – 2017. – № 1. – С. 139–146.

Информация об авторах

Головин Михаил Сергеевич – кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-8573-8560, golovin593@mail.ru

Ячменев Николай Владимирович – кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-8107-7987, yachmenev1988@mail.ru

Жомин Константин Михайлович – кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры спортивных дисциплин, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0001-8642-9470, kos-jom83@mail.ru

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила: 07.09.2023, одобрена после рецензирования: 18.10.2023, принята к публикации: 02.11.2023.