Научная статья
УДК 316.624
DOI: 10.15293/1812-9463.2304.11
Галиев Ленар Мирзанурович
Набережночелнинский государственный педагогический университет,
г. Набережные Челны, Россия
Кирушин Кирилл Радикович
Набережночелнинский государственный педагогический университет,
г. Набережные Челны, Россия
Сафин Данил Ильдарович
Набережночелнинский государственный педагогический университет,
г. Набережные Челны, Россия
Шакирова Лариса Рамилевна
Набережночелнинский государственный педагогический университет,
г. Набережные Челны, Россия
Аннотация. За последнее десятилетие стали частыми проявления деструктивного поведения со стороны подрастающего поколения в форме нападений на образовательные учреждения. В статье отмечается значимость скоординированной деятельности правоохранительных органов и психолого-педагогических служб образовательных организаций по выявлению и профилактике инцидентов, связанных с актами скулшутинга. Представлен социальный портрет типичного представителя деструктивного молодежного движения «Колумбайн» посредством определения поведенческих маркеров, выявления черт, присущих лицам, склонным к совершению террористической деятельности в форме скулшутинга. В работе освещаются инновационные методы в педагогическом образовании, направленные на противодействие идеологии терроризма и экстремизма. Целью работы является формирование социального портрета представителя движения «Колумбайн» в ходе анализа известных случаев совершения террористических актов в форме скулшутинга. Задачи работы – провести анализ поведенческих аспектов «колумбайнеров» при совершении ими нападений на образовательные организации; выявить поведенческие маркеры, характерные для последователя идеологии «Колумбайн»; сформировать социальный портрет типичного представителя движения «Колумбайн» на основе выявленных поведенческих маркеров. Возможность практического применения проведенного исследования заключается в использовании представленного социального портрета в качестве средства выявления и профилактики деструктивного поведения подростков в форме актов совершения скулшутинга с последующей разработкой методического пособия по недопущению распространения идеологии деструктивного молодежного движения «Колумбайн» для сотрудников образовательных учреждений и правоохранительных органов.
Ключевые слова: Колумбайн, скулшутинг, идеология, деструктивное поведение, социальный портрет, инновационные методы, поведенческие маркеры.
Для цитирования: Галиев Л. М., Кирушин К. Р., Сафин Д. И., Шакирова Л. Р. Поведенческие маркеры как определяющий фактор социального портретирования для выявления и профилактики деструктивного поведения подростков // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 4 (72). С. 124–134. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2304.11
Список источников
1. Верховный суд признал движение «Колумбайн» террористическим [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2022/02/02/verhovnyj-sud-priznal-dvizhenie-kolumbajn-terroristicheskim.html (дата обращения: 21.07.2023).
2. Плотников В. В., Самойлов С. Р. Проблема скулшутинга (колумбайна) в российской науке // Общество и право. – 2021. – № 2. – С. 128–136.
3. Пучнина М. Ю., Пучнин А. В. Механизм деятельности сторонников деструктивных интернет-сообществ и портрет их типичного участника (на примере «Групп смерти» и движения «Колумбайн») // Вестник Воронежского института МВД России. – 2021. – № 3. – С. 229–234.
4. Кишеньков Д. Г. Предупреждение преступлений, совершаемых в студенческой среде: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Омск, 2022. – 19 с.
5. В московскую школу проник вооруженный мужчина, пострадал полицейский [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/20140203/992730582.html (дата обращения: 21.07.2023).
6. По ходатайству следствия суд арестовал ученика школы из Ивантеевки [Электронный ресурс]. – URL: https://web.archive.org/web/20190605211444/https://sledcom.ru/news/item/1162059/ (дата обращения: 21.07.2023).
7. Студент московского колледжа убил преподавателя в день своего отчисления [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kp.ru/daily/26751/3781460/ (дата обращения: 21.07.2023).
8. Теракт в колледже в Керчи совершил его учащийся. Он застрелился [Электронный ресурс]. – URL: https://tass.ru/proisshestviya/5685096 (дата обращения: 21.07.2023).
9. Напавший на школу в Стерлитамаке подросток направлен в психбольницу [Электронный ресурс]. – URL: https://ufa.aif.ru/incidents/napavshiy_na_shkolu_v_sterlitamake_podrostok_napravlen_v_psihbolnicu (дата обращения: 21.07.2023).
10. Стрельба в строительном колледже Благовещенска. Главное [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rbc.ru/society/14/11/2019/5dcce3db9a79471b424f38a5 (дата обращения: 21.07.2023).
11. Число погибших в результате стрельбы в школе в Казани возросло до девяти [Электронный ресурс]. – URL: https://tass.ru/proisshestviya/11343113 (дата обращения: 21.07.2023).
12. Суд приговорил к пожизненному заключению Бекмансурова, устроившего стрельбу в Пермском университете [Электронный ресурс]. – URL: https://59.ru/text/criminal/2022/12/28/71936933/ (дата обращения: 21.07.2023).
13. Не планировал сдаваться живым: восстановили путь убийцы, устроившего стрельбу в школе № 88 в Ижевске [Электронный ресурс]. – URL: https://www.izh.kp.ru/daily/27450/4653864/ (дата обращения: 21.07.2023).
14. Силантьев Р. А., Голубин Р. В., Дунаева Н. И. [и др.] Кто такие колумбайнеры и как их распознать: методическое пособие. – Нижний Новгород: Правительство Нижегородской области, 2022. – 70 с.
Информация об авторах
Галиев Ленар Мирзанурович – кандидат социологических наук, начальник управления международных связей, Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны, Россия, https://orcid.org/0000-0002-9524-1696, glen_len@mail.ru
Кирушин Кирилл Радикович – преподаватель кафедры истории, географии и методики их преподавания, Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны, Россия, https://orcid.org/0000-0002-8958-3673, kirya.kirushin@mail.ru
Сафин Данил Ильдарович – ассистент эксперта Экспертно-аналитического центра, Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны, Россия, https://orcid.org/0000-0002-2375-5225, danil-safin-2018@mail.ru
Шакирова Лариса Рамилевна – директор Института дополнительного профессионального образования, Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны, Россия, https://orcid.org/0009-0000-3522-554X, lara.shakirova.2013@mail.ru
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила: 21.08.2023, одобрена после рецензирования: 18.10.2023, принята к публикации: 02.11.2023.