Научная статья
УДК 378+37.0
DOI: 10.15293/1812-9463.2304.01
Барматина Ирина Валерьевна
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия
Варакута Алена Александровна
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия
Марущак Евгения Борисовна
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия
Аннотация. В статье рассмотрена проблема совершенствования модели взаимодействия педагогического вуза и базовых школ в условиях вовлечения высшей школы в непрерывное развитие педагогических работников, разработанной и внедренной Новосибирским государственным педагогическим университетом в 2021 г. Цель статьи – анализ элементов модели, корректировка и описание обновленной модели. Авторы рассматривают изменения во взаимодействии вуза и школ, место педагогического вуза и научно-методического центра сопровождения педагогических работников в единой федеральной системе сопровождения педагогических работников. Авторами уточнены характеристики базовой школы, классифицированы школы, с которыми вуз взаимодействует на регулярной основе. На основе оценки соответствия сложившейся практики взаимодействия университета с базовыми школами нормативным требованиям актуализирована модель. В обновленной модели выделены процессы организации методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (на базе научно-методического центра сопровождения педагогических работников) и сопровождения учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся и студентов. Линии взаимодействия: поддержание и развитие профессиональных компетенций педагогических работников; поддержание и развитие профессиональных компетенций управленческих кадров; научно-методическое сопровождение деятельности коллективов базовых школ; вхождение в педагогическую профессию; сопровождение учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся и студентов. Каждая линия взаимодействия направлена на целевую группу – субъекта отношений. Содержательная направленность взаимодействия представлена по актуальным направлениям развития системы общего и непрерывного педагогического образования и предметным областям. Описана процедура формирования соглашений о сотрудничестве с базовыми школами и дорожных карт на основе плана мероприятий по реализации программы развития вуза.
Ключевые слова: базовая школа, единая федеральная система сопровождения педагогических работников, методическое сопровождение, модель взаимодействия, научно-методический центр, непрерывное развитие учителей, научно-методический центр сопровождения педагогических работников, педагогические работники, педагогический вуз, профессиональные компетенции, управленческие кадры.
Для цитирования: Барматина И. В., Варакута А. А., Марущак Е. Б. Совершенствование модели взаимодействия педагогических вузов с базовыми школами (на базе научно-методического центра сопровождения педагогических работников) //
Вестник педагогических инноваций. 2023. № 4 (72). С. 5–25. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2304.01
Финансирование. Выполнено в рамках проекта «Совершенствование модели взаимодействия педагогических вузов с базовыми школами и организации их методического сопровождения (на базе федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников)», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания
№ 073-03-2023-027 от 27.01.2023 г.
Список источников
1. Аитов В. Ф., Галимова Х. Х., Карташова В. Н. Педагогический университет и общеобразовательная школа: актуальные проблемы взаимодействия // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2021. – № 1 (53). – С. 56–65.
2. Барматина И. В., Варакута А. А., Марущак Е. Б. Модель взаимодействия педагогического вуза с базовыми школами в условиях вовлечения высшей школы в непрерывное развитие педагогических работников // Философия образования. – 2021. –
Т. 21, № 4. – С. 212–227.
3. Виноградов В. Л., Панфилов А. Н., Панфилова В. М., Рахманова А. Р. Интегрированное образовательное пространство вуза и школы как основа практико-ориентированной подготовки будущих учителей // Психологическая наука и образование. –
2015. – Т. 20, № 5. – С. 36–46.
4. Воробьев Г. А., Фомина Т. П. Модель взаимодействия образовательных учреждений в условиях инновационно-интегративной парадигмы // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2020. –
№ 3 (59). – С. 166–173.
5. Гаврутенко Т. В. Модель управления развитием наставничества молодых учителей в кооперативном взаимодействии «школа – вуз» // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 4 (83). – С. 225.
6. Демуцкая З. А., Галдина Н. А. Школа плюс вуз: модель взаимодействия // Аккредитация в образовании. – 2010. – № 2 (37). – С. 76–77.
7. Дмитриев Н. А. Теоретическая модель сетевого взаимодействия «школа – вуз» в системе профессионального образования // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2013. – № 3-2. – С. 74–81.
8. Жадаева А. В., Жадаев Ю. А., Селезнев В. А. Стратегическое партнерство «школа – вуз» в условиях технологической трансформации России // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2020. – № 10 (153). –
С. 100–107.
9. Журкина О. А., Пертая М. В., Соловейкина М. П. Социальное партнерство педагогического вуза и школы как механизм профессионального воспитания будущего педагога // Поволжский педагогический поиск. – 2021. – № 1 (35). – С. 8–13.
10. Зайдман И. Н. Внедрение компонентов терапевтической дидактики в обучение детей XXI века // Вестник педагогических инноваций. – 2019. – № 4 (56). – С. 49–56.
11. Землянская Е. Н. Инновационная начальная школа: подготовка магистров по педагогике в условиях сетевого взаимодействия. – М.: Изд-во МПГУ, 2015. – 216 с.
12. Ионова Н. В., Шимлина И. В. Научно-методическое сопровождение профессионального самоопределения школьников в процессе обучения географии: модель и инструментарий // Профильная школа. – 2023. – Т. 11, № 5. – С. 27–37.
13. Ковалевская Е. Н., Курьянович А. В., Гайворонская А. В., Дукмас А. И. Вуз – школа: содержание, формы, концептуальные аспекты взаимодействия участников сетевого образовательного проекта // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2019. – № 2 (199). – С. 90–97.
14. Ковалевская Е. Н., Курьянович А. В., Дукмас А. И. Организация проектного семинара в практике взаимодействия вуза и школы: образовательное содержание совместной деятельности // Научно-педагогическое обозрение. – 2020. – № 1 (29). –
С. 137–145.
15. Лапшина М. В., Кулебякина М. Ю. Взаимодействие вуза и школы как условие развития исследовательской компетентности школьников // Гуманитарные науки и образование. – 2017. – № 3 (31). – С. 64–71.
16. Мишатина Н. Л., Быстрицкая М. А. Социальное партнерство «школа – вуз» в условиях экономики знаний // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2016. – № 182. – С. 37–43.
17. Барматина И. В., Варакута А. А., Кохан Н. В., Марущак Е. Б. Научно-методическое сопровождение педагогических работников в процессе взаимодействия педагогического вуза и базовых школ // Вестник педагогических инноваций. – 2021. –
№ 4 (64). – С. 5–19.
18. Николаева А. Д., Неустроева А. Н. Базовая школа и вуз: новые вызовы и перспективы // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 2. – С. 211–215.
19. Обутова А. Д., Голиков А. И., Сапалова Д. У. Взаимодействие вуза и школы как условие сопровождения одаренных детей и подростков // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. – С. 362.
20. Прозументова Г. Н. Потенциал взаимодействия вузов и школ: эмпирические модели // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 358. –
С. 182–187.
21. Прозументова Г. Н. Взаимодействие вузов и школ: потенциал стратегии гуманитаризации в управлении инновациями для становления Открытого образовательного пространства региона // Взаимодействие вузов и школ для становления Открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления. – Томск: Изд-во ТГУ, 2013. – С. 11–42.
22. Русских И. Т., Костылев В. Н. Опыт организации модели сетевого взаимодействия вуза с сельскими школами по профильному обучению // Казанская наука. – 2014. – № 12. – С. 231–234.
23. Самерханова Э. К., Имжарова З. У. Сетевая электронная школа для абитуриентов как модель сетевого взаимодействия в системе «школа – вуз» // Вестник Мининского университета. – 2015. – № 3 (11). – С. 19.
24. Тагильцева Н. Г. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения, школы и вуза в работе с художественно одаренными детьми // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 3 (40). – С. 217–219.
25. Таранова М. В., Одинокова Е. В. Разработка содержания школьного образовательного проекта в рамках сетевого взаимодействия методического объединения учителей математики: проблемы и опыт их решения // Вестник педагогических инноваций. – 2023. – № 3 (71). – С. 102–113.
26. Чекалева Н. В. Современные тенденции взаимодействия педагогического вуза и базовой школы // Познание и деятельность: от прошлого к настоящему: материалы II Всероссийской междисциплинарной научной конференции (Омск, 03 декабря
2020 г.). – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2020. – С. 211–219.
27. Gallo-Fox J., Scantlebury K. Coteaching as professional development for cooperating teachers // Teaching and Teacher Education. – 2016. – Vol. 60, Issue 1. – Pp. 191–202. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.08.007
28. Zimmer W. K., Matthews S. D. A virtual coaching model of professional development to increase teachersʼ digital learning competencies // Teaching and Teacher Education. – 2022. – Vol. 109, Issue 9. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103544
Информация об авторах
Барматина Ирина Валерьевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления образованием, начальник управления менеджмента качества, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-8642-0721, barmatinaiv@mail.ru
Варакута Алена Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных систем и цифрового образования, начальник отдела аудита и мониторинга качества, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0001-6111-0527, varakutaa@mail.ru
Марущак Евгения Борисовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры управления образованием, проректор по региональному взаимодействию и дополнительному образованию, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0001-9280-592Х, em1902@bk.ru
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила: 02.09.2023, одобрена после рецензирования: 19.10.2023, принята к публикации: 02.11.2023.