Ресурсный подход в психолого-педагогических исследованиях и практике помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Научная статья

УДК 376+159

DOI: 10.15293/1812-9463.2304.03

Разенкова Юлия Анатольевна

Институт коррекционной педагогики, г. Москва, Россия

Югова Олеся Вячеславовна

Московский городской педагогический университет; Институт коррекционной педагогики, г. Москва, Россия

АннотацияВ статье представлено теоретическое обоснование ресурсного подхода к психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его истоки и идеи. Ресурсный подход обозначается в противовес дефицитарному, фокус которого смещен в сторону проблем и недостатков в развитии ребенка и жизни семьи, которые нужно устранить. Ресурсный же подход ориентирован на учет, укрепление и интенсификацию потенциальных возможностей семьи, а также на поиск и привлечение иных, в том числе внешних, средовых ресурсов. Отмечаются преимущество и возможности ресурсного подхода к помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В статье раскрыто понятие ресурсов и представления об индивидуальных и семейных ресурсах со стороны отечественных и зарубежных исследователей в области общей и специальной педагогики и психологии. Показано, как влияет появление ребенка с теми или иными нарушениями развития на ресурсное состояние семьи и подчеркнута особая значимость изучения и активизации ресурсных возможностей семьи «особого» ребенка в практике психолого-педагогического сопровождения.

Ключевые слова: ресурсы, ресурсный подход, дети с ограниченными возможностями здоровья, помощь семье, психолого-педагогическое сопровождение.

Для цитирования: Разенкова Ю. А., Югова О. В. Ресурсный подход в психолого-педагогических исследованиях и практике помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 4 (72).
С. 38–49. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2304.03

текст

Список источников

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1968. – 339 с.

2. Афонькина Ю. А. Ресурсный потенциал семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. –
№ 60-4. – С. 395–398.

3. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.

4. Власова Д. Е., Козлова Н. В. Факторы, способствующие сохранению социально-психологического здоровья родителей, воспитывающих детей с особенностями развития // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2019. – Т. 19, № 1. –
С. 20–27.

5. Галасюк И. Н. Родительство особого ребенка: специфика смыслов и зрелость родительской позиции // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2015. – № 9. – С. 627–643. DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-9-48

6. Киселева О. В. Роль семейных факторов в развитии детей с нервно-психическими расстройствами и расстройствами аутистического спектра // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2020. – Т. 20, № 1. – С. 100–111.

7. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А., Лебедева А. А. Развитие личности и психологическая поддержка учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования. – М.: Смысл, 2017. – 79 с.

8. Отева Н. И., Малярчук Н. Н., Криницына Г. М., Пащенко Е. В. Проблемы и ресурсы семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии // Вестник Минского университета. – 2019. – Т. 7, № 2. – С. 8. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-2-8

9. Медведева Е. А., Югова О. В. Особенности ресурсных возможностей семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72-1. – С. 198–201.

10. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1998. – Т. 1, № 2 – С. 102–112.

11. Нестерова А. А. Семейные ресурсы как условие жизнеспособности семьи в кризисных ситуациях // Развитие личности. – 2016. – № 1. – С. 156–173.

12. Разенкова Ю. А., Павлова А. В. Потребности и ресурсы семьи ребенка с ОВЗ в ситуации вынужденной самоизоляции // Интеграция науки и образования в XXI веке:
психология, педагогика, дефектология: сборник научных трудов по материалам
IV Международной научно-практической конференции (Саранск, 20 марта 2021 г.). – Саранск: Изд-во МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 2021. – С. 321–328.

13. Разенкова Ю. А., Павлова А. В., Романовский Н. В. Ресурсы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью: анализ материалов всероссийского опроса // Дефектология. – 2022. – № 2. – С. 52–65.

14. Реан А. А., Баранов А. А., Сунцова А. С. Ресурсы семьи в социокультурной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Развитие личности. – 2017. – № 4. – С. 38–56.

15. Шульга Т. И. Состояние семей как ресурс воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы психологического знания. – 2017. – № 4 (45). – С. 45–53.

16. Югова О. В. Ресурсные возможности семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья // Семья особого ребенка: сборник материалов II Научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка». Часть I / сост. Г. Ю. Одинокова, С. А. Пономарева. – М.: Институт коррекционной педагогики РАО, 2020. – С. 126–132.

17. Югова О. В. Ресурсные возможности семьи ребенка с нарушениями развития как предмет изучения в практике психолого-педагогического консультирования // Вестник педагогических инноваций. – 2022. – № 2 (66). – С. 78–85.

18. Югова О. В. Ресурсные возможности семьи ребенка раннего возраста с нарушениями развития. Сообщение 1 // Дефектология. – 2023. – № 2 – С. 41–52.

19. Beresford B. A. Resources and strategies: How parents cope with a disabled child // Journal of Child Psychology and Psychiatry. – 1986. – Vol. 35. – Pp.171–209.

20. Diener E., Fujita F. Resources, personal striving, and subjective wellbeing:
A nomothetic and ideographic approach // Journal of Personality and Social Psychology. – 1995. – Vol. 68. – Pp. 926–935.

21. Imber-Black E., Karpel M. A. Toward a resource model in systemic family therapy. – N. Y.: The Guilford Press, 1986.

22. Hobfoll S. Conservation of resources. A new attempt at conceptualizing stress // American Psychologist. – 1989. – Vol. 3. – Pp. 513–524.

23. Holohan C. J., Moos R. H. Life stressors, resistance factors, and improved psychological functioning: An extension of the stress resistance paradigm // Journal of Personality and Social Psychology. – 1990. – Vol. 58. – Pp. 909–917.

24. Kahneman D. Attention and effort. – Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1973. – 246 p.

25. Karpel M. A. Family Resources: The Hidden Partner in Family Therapy. – N. Y.: Guilford Press, 1989.

26. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. – N. Y.: Springer, 1984.

27. Minnes P. M. Family resources and stress associated with having a mentally retarded child // American Journal of Mental Retardation. – 1988. – Vol. 93, Issue 2. – Pp. 184–192.

28. Sarimski K., Hintermeir M., Lang M. Familienorientierte Frühförderung von Kindern mit Behinderung. – München: Verlag, 2013. – 160 p.

29. Trivette C. M., Dunst C. J., Deal A. G., Hamer W., Propst S. Assessing family strengths and family functioning style // Topics in Early Childhood Specialist Education. – 1990. – Vol. 10, Issue 1. – Pp. 16–35.

30. Wong P. T. Effective management of life stress: The resource-congruence model // Stress medicine. – 1993. – Vol. 9. – Pp. 51–60.

Информация об авторах

Разенкова Юлия Анатольевна – доктор педагогических наук, зав. лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи, профессор кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики, Институт коррекционной педагогики, г. Москва, Россия, https://orcid.org/0000-0002-3084-8286, razenkoff@yandex.ru

Югова Олеся Вячеславовна – кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры логопедии, Московский городской педагогический университет; старший научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи, Институт коррекционной педагогики, г. Москва, Россия, https://orcid.org/0000-0002-0379-3347, kor.ped@inbox.ru

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила: 18.08.2023, одобрена после рецензирования: 18.10.2023, принята к публикации: 02.11.2023.