Научная статья
УДК 37.018.11:81ʼ23
DOI: 10.15293/1812-9463.2304.07
Тенкачева Татьяна Рашитовна
Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия
Бехтерева Александра Владимировна
Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия
Аннотация. Многие исследователи последних десятилетий обращаются к изучению проблемы формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста. Интерес ученых к данной проблеме обусловлен большим процентом детей с последствиями перинатальной патологии центральной нервной системы. В статье приведены результаты эмпирического исследования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, проводившегося с октября 2019 по март 2021 гг. На первом этапе анализировались статистические данные анамнеза детей, представленные службой ранней помощи. На следующих этапах исследовались навыки взаимодействия родителей с ребенком для развития его коммуникативной активности, анализировались коммуникативная инициатива и речевые средства у детей раннего возраста с «нормальным» коммуникативным развитием и у детей группы риска. Цель исследования – изучить навыки взаимодействия взрослых с ребенком для развития его коммуникативной активности, а также проявления коммуникативной инициативы и сформированность речевых средств у детей раннего возраста для последующей разработки инновационной методики по формированию коммуникативных навыков у детей в естественных жизненных ситуациях. По результатам проведенного экспериментального исследования были получены следующие данные: в группе детей с «нормальным» речевым развитием 42,6 % участников продемонстрировали оптимальный уровень сформированности коммуникативных навыков, а 1 участник продемонстрировал критический уровень сформированности указанных навыков; в группе детей с нарушениями коммуникативного развития большинство показали критический уровень сформированности коммуникативных навыков (84,3 %) и только 9,2 % продемонстрировали оптимальный уровень.
Ключевые слова: ранняя помощь, дети группы риска, перинатальное поражение, ранний возраст, речевое развитие, коммуникативное развитие.
Для цитирования: Тенкачева Т. Р., Бехтерева А. В. Исследование проявлений коммуникативной инициативы и сформированности речевых средств у детей раннего возраста // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 4 (72). С. 86–95. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2304.07
Список источников
1. Баженова О. В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 126 с.
2. Баенская Е. Р., Кудрина Т. П., Николаева Т. В. и др. Раннее психолого-педагогическое выявление детей с разными вариантами угрозы отклоняющегося развития: метод. пособие / под ред. Ю. А. Разенковой. – Екатеринбург, 2020. – 124 с.
3. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Модестов А. А. и др. Заболеваемость детского населения России (итоги комплексного медико-статистического исследования) // Здравоохранение Российской Федерации. – 2012. – № 5. – С. 21–26.
4. Григоренко Н. Ю. Вариативная организация ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на основе междисциплинарного подхода // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 11. – С. 132–138.
5. Дридзе Т. М. Организация и методы лингвопсихосоциологического исследования массовой коммуникации: метод. пособие-практикум по спецкурсу «Введение в лингвосоциопсихологию». – М., 1979. – 231 с.
6. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2016. – 336 с.
7. Разенкова Ю. А. Логопедическое обследование ребенка первого года жизни [Электронный ресурс] // Альманах. – 2001. – № 3. – URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-3/logopedicheskoe-obsledovanie-rebenka-pervogo-goda (дата обращения: 22.05.2023).
8. Разенкова Ю. А. Система ранней помощи: поиск основных векторов развития. – М.: Карапуз, 2011. – 144 с.
9. Разенкова Ю. А. Организация помощи семьям и детям раннего возраста с риском возникновения нарушения или выявленными отклонениями в развитии: метод. пособие. – Екатеринбург, 2020. – 84 с.
10. Сухорукова И. В., Костюк А. В. Использование метода наблюдения для определения начального уровня коммуникативных навыков ребенка с расстройствами аутистического спектра // Сибирский вестник специального образования. – 2016. – № 1–2 (16–17). – С. 109–113.
11. Токарская Л. В., Лаврова М. А. Методики оценки раннего детско-родительского взаимодействия // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т. 14, № 2. – С. 86–92.
12. Халилова Л. Б. Актуальные аспекты исследования речевых расстройств в контексте психолингвистики // Особые дети в обществе: сборник научных докладов и тезисов выступлений участников Всероссийского съезда дефектологов (26–28 октября 2015 г.) / под ред. О. Г. Приходько, И. Л. Соловьевой. – М.: АНО НМЦ «СУВАГ», 2015.
13. Tomasello M. The social-pragmtic theory of world learning // Pragmatics. – 2000. – Vol. 10. – Pp. 401–414.
14. Tomasello M. The usage-based theory of language acquisition // The Cambridge handbook of child language / ed. by E. L. Bavin. – Cambridge University Press, 2009. – Pp. 69–88.
Информация об авторах
Тенкачева Татьяна Рашитовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, https://orcid.org/0009-0007-9071-7783, tenkahceva@mail.ru
Бехтерева Александра Владимировна – аспирант кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, alex100781@yandex.ru
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила: 10.08.2023, одобрена после рецензирования: 18.10.2023, принята к публикации: 02.11.2023.