Научная статья
УДК 378
DOI: 10.15293/1812-9463.2401.01
Галеева Наталья Львовна
Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия
Кудрявцева Дарья Александровна
Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия
Осипова Ольга Петровна
Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия
Савенкова Елена Викторовна
Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия
Шклярова Ольга Анатольевна
Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия
Аннотация. Введение. В условиях социально-экономической нестабильности применение инструментов риск-менеджмента при принятии управленческих решений, построении системы управления, включающей управление рисками, позволит более эффективно достигать поставленных целей. При этом проблеме управления рисками руководством образовательных организаций, так же как и в организационно-управленческой деятельности педагогических работников, не уделяется должного внимания. Это позволяет говорить о несформированной культуре управления рисками как одном из результатов профессиональной подготовки и повышения квалификации работников в области образования. Культура управления рисками является одним из компонентов управленческой культуры, определяющих готовность педагогических работников к обеспечению качества управления в образовательной системе (управления образовательным процессом, учебно-познавательной деятельностью обучающихся и т. п.). Культура управления рисками все больше рассматривается исследователями с позиции инновационного типа управленческой культуры, ориентированной на реализацию инноваций, а осуществление инновационной деятельности всегда учитывает риски.
Материалы и методы: терминологический анализ риск-менеджмента в управлении образовательными системами; реферативный обзор становления и практической реализации рискологической культуры педагогических работников.
Результаты. В качестве результата исследования выступает научно-практическое обоснование актуальности развития теории и практики формирования культуры управления рисками в процессе обучения, подготовки и повышения квалификации педагогических работников.
Выводы. Эффективность организационно-управленческой деятельности в системе образования предполагает достаточный уровень рискологической компетентности педагогического работника на всех этапах реализации управленческих функций независимо от его статуса и занимаемой должности. Процесс формирования, совершенствования и развития рискологической культуры требует учитывать актуальный уровень реализации определенных организационно-педагогических условий при реализации программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Ключевые слова: риски в управлении образовательными системами, рискология, рискологическая компетентность, культура управления рисками, ресурсы управления рисками, менеджер образования.
Для цитирования: Галеева Н. Л., Кудрявцева Д. А., Осипова О. П., Савенкова Е. В., Шклярова О. А. Условия формирования и развития культуры управления рисками педагогических работников // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 1 (73). –
С. 5–18. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2401.01
Список источников
1. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. – СПб.: Питер, 2008. – 792 с.
2. Беляева М. А. Риск как предмет научного анализа в педагогике и образовании [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 11. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/risk-kak-predmet-nauchnogo-analiza-v-pedagogike-i-obrazovanii (дата обращения: 13.10.2023).
3. Воровщиков С. Г., Шклярова О. А. Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации [Электронный ресурс] // Электронный научно-публицистический журнал Homo Cyberus. – 2020. – № 1 (8). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Shamova_conference_2020 (дата обращения: 13.10.2023).
4. Галеева Н. Л., Осипова О. П., Савенкова Е. В., Шклярова О. А. Ресурсы образовательной организации как лидера развития и реализации социального партнерства // Проблемы современного образования. – 2023. – № 5. – С. 177–189.
5. Галеева Н. Л. Ресурсы, обеспечивающие качество опережающего управления в образовательной системе «учитель – ученик» (по материалам 12-ой секции Шамовских чтений 2021) // Наука. Управление. Образование. РФ. – 2021. – № 1. – С. 31–37.
6. Грязнова Д. А., Галеева Н. Л. Управление процессом формирования и развития метапредметных образовательных результатов обучающихся в школьной методической системе (системно-ресурсный подход) // Наука. Управление. Образование. РФ. –
2022. – № 1. – С. 80–89.
7. Гужин А. А., Ежкова В. Г. Риск-менеджмент и методы управления рисками [Электронный ресурс] // Инновации и инвестиции. – 2017. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/risk-menedzhment-i-metody-upravleniya-riskami (дата обращения: 13.10.2023).
8. Долинина И. Г., Кушнарёва О. В. Риск-ориентированное мышление обучающихся: актуальность, определение и операции [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-3. – С. 495–499. – URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36257 (дата обращения: 13.10.2023).
9. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964. – 264 с.
10. Минкова Е. С. Содержание процесса формирования рискологической культуры руководителя организации [Электронный ресурс] // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2009. – № 11. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-protsessa-formirovaniya-riskologicheskoy-kultury-rukovoditelya-organizatsii (дата обращения: 18.10.2023).
11. Мясищев В. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / под ред. A. A. Булаева. – Воронеж: Институт практической психологии: МОДЭК, 1995. – 356 с.
12. Осипова О. П., Савенкова Е. В., Шклярова О. А. Педагогические риски в профессиональной деятельности педагогов в условиях организации электронного обучения // Проблемы современного образования. – 2022. – № 3. – С. 164–176. DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2022-3-164-176
13. Савенкова Е. В. Управление рисками в образовании: учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во МПГУ, 2021. – 92 с.
14. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. – 2-е расш. изд. – М.: ЦСПиМ, 2013. – 376 с.
15. Удрас А. Э., Галеева Н. Л. Применение системно-ресурсного подхода при организации инклюзивного обучения в начальной школе // Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции (Москва, 23 января – 1 февраля 2021 г.): в 2 ч. Ч. 2. – М.: МАНПО, 5 за знания, 2021. – С. 95–98.
16. Чижиков В. М., Чижиков В. В. Теория и практика социокультурного менеджмента: учебник. – М.: Изд-во МГУКИ, 2008. – 608 с.
17. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: учебное пособие. – М.: Владос, 2002. – 320 с.
18. Шклярова О. А., Тиунова В. В. Проектный менеджмент как ресурс развития образовательной организации: практико-ориентированная монография. – М.: 5 за знания. – 286 с.
Информация об авторах
Галеева Наталья Львовна – кандидат биологических наук, доцент, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, nl.galeeva@mpgu.su
Кудрявцева Дарья Александровна – проректор по дополнительному образованию, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, da.kudryavtseva@mpgu.su
Осипова Ольга Петровна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, op.osipova@mpgu.su
Савенкова Елена Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, ev.savenkova@mpgu.su
Шклярова Ольга Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, oa.shklyarova@mpgu.su
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила: 10.11.2023; одобрена после рецензирования: 01.02.2024; принята к публикации: 09.02.2024.