Программа допрофессионального педагогического образования в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

Научная статья

УДК 378

DOI: 10.15293/1812-9463.2401.02

 

Байбородова Людмила Васильевна

Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского,
г. Ярославль, Россия

Шипкова Екатерина Николаевна

Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского,
г. Ярославль, Россия

АннотацияВведение. Статья посвящена проблеме построения системы допрофессионального педагогического образования школьников. Цель и методы. Цель статьи – представить инновационную программу допрофессионального педагогического образования в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского, разработанную на основе мониторинга состояния допрофессиональной педагогической подготовки школьников в 87 регионах Российской Федерации, анализа практики и научных исследований по данной теме, опроса педагогов, обучающихся, родителей из 30 регионов Российской Федерации. Результаты. Были выявлены общая тенденция к дискретности профориентационных мероприятий и отсутствие системности, общего планирования, единого мониторинга эффективности данного вида деятельности. Для целостного и целенаправленного построения работы и взаимодействия субъектов, заинтересованных в осознанном выборе профессии учителя, в Ярославском государственном педагогическом университете им.
К. Д. Ушинского разработана программа допрофессионального педагогического образования школьников. Выводы. Инновационная составляющая программы достигается за счет проектирования сообразных цели направлений организации допрофессиональной педагогической подготовки школьников: научной и опытно-экспериментальной деятельности; инновационной деятельности на базе образовательных организаций; научно-методического сопровождения педагогов образовательных организаций; организации профориентационной и просветительской деятельности с обучающимися; тьюторского сопровождения обучающихся по программам допрофессиональной педагогической подготовки школьников; взаимодействия с социальными партнерами; просвещение и информирование родителей.

Ключевые слова: допрофессиональное педагогическое образование, психолого-педагогическое классы, профориентация, инновации.

Для цитирования: Байбородова Л. В., Шипкова Е. Н. Программа допрофессионального педагогического образования в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 1 (73). – С. 19–28. DOI: https://doi.org/ 10.15293/1812-9463.2401.02

текст

Список источников

1. Байбородова Л. В., Белкина В. В. Концепция и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2021. – 282 с.

2. Байбородова Л. В. Проектирование допрофессиональной педагогической подготовки школьников: учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2022. – 167 с.

3. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н., Тамарская Н. В. Формы допрофессиональной педагогической подготовки школьников // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: Психолого-педагогические науки. – 2022. – № 4 (58). – С. 23–28.

4. Байбородова Л. В., Груздев М. В., Кривунь М. П. Педагогическое сопровождение школьников в процессе допрофессиональной педагогической подготовки: монография. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2022. – 187 с.

5. Байбородова Л. В., Степанов Е. Н. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников в воспитательной системе образовательной организации: монография. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2022. – 247 с.

6. Беркутова Д. И., Громова Е. М., Горшкова Т. А. Системный подход к многоуровневой профориентации «детский сад – школа – вуз» [Электронный ресурс] // Самарский научный вестник. – 2022. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-k-mnogourovnevoy-proforientatsii-detskiy-sad-shkola-vuz (дата обращения: 16.10.2023).

7. Гребнева Д. М., Кокшарова Е. А., Мащенко М. В. Мобильная школа 3D-моделирования как средство профориентации учащихся сельских школ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 9. – С. 121–125.

8. Груздев М. В., Ходырев А. М. Методология изучения ценностей и смыслов педагогического образования: герменевтический подход // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2023. – Т. 29, № 1. – С. 10–16. DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-10-16

9. Дидович А. Н. Социальное партнерство как фактор повышения эффективности в подготовке вожатых // Современные аспекты и модели подготовки профессиональных вожатых: сборник материалов межрегионального круглого стола (г. Туапсе,
21 апреля 2023 г.) / отв. ред. В. П. Синихина. – Туапсе, 2023. – С. 14–16.

10. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: методические рекомендации и программы / Л. В. Байбородова, В. В. Белкина, А. А. Борисова и др. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2021. – 255 с.

11. Чернявская А. П., Байбородова Л. В., Головина И. В. и др. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников в современных условиях // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2021. – № 6 (159). – С. 4–10.

12. Коноплина Н. В. Педагогические классы: проблема проектирования образовательных программ // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2021. – № 4. – С. 9–17.

13. Астапова Е. В., Басюк В. С., Байбородова Л. В. и др. Концепция профильных психолого-педагогических классов // Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие. – М., 2021. – С. 9–69.

14. Лапчик Д. М., Федорова Г. А., Гайдамак Е. С. Цифровой след в образовательной среде как регулятор профориентации студентов на педагогическую профессию // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2021. –
Т. 14, № 9. – С. 1388–1398. DOI: https://doi.org/10.17516/1997-1370-0827

15. Лесконог Н. Ю., Шаламова Л. Ф. Формирование профессиональной мотивации у учащихся педагогических классов как основа подготовки педагогических кадров в регионах Российской Федерации // Педагогика и психология образования. – 2022. – № 1. – С. 86–101.

16. Патрахина Т. Н., Вялкова К. С. Профориентационная работа в вузе: проектный подход [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 4. – С. 85–95. – URL: https://e-koncept.ru/2018/181024.htm (дата обращения: 19.10.2023).

17. Профориентация и тестирование в СГЭУ в 2018/2019 учебном году [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sseu.ru/dovuzovskaya-podgotovka/proforientaciya-i-testirovanie?ysclid=lss9kv5glw274033312 (дата обращения: 18.10.2023).

18. Скударева Г. Н., Бенин В. Л. Сущностный анализ допрофессионального педагогического образования // Педагогический журнал Башкортостана. – 2023. – № 2 (100). – С. 25–41.

19. Тарасов С. В., Спасская Е. Б. Роль профориентационной деятельности педагогического вуза в профессиональном самоопределении абитуриентов // Образование и наука. – 2023. – Т. 25, № 10. – С. 45–75. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-10-45-75

20. Уроки профориентации [Электронный ресурс]. – URL: https://lmi-sar.gosuslugi.ru/roditelyam-i-uchenikam/novosti/novosti_503.html?ysclid=lssa01cbbn524284072 (дата обращения: 18.10.2023).

21. OʼHagan C. World Teachers’ Day: UNESCO sounds the alarm on the global teacher shortage crisis [Электронный ресурс]. – URL: https://www.unesco.org/en/articles/world-teachers-day-unesco-sounds-alarm-global-teacher-shortage-crisis (дата обращения: 18.10.2023).

Информация об авторах

Байбородова Людмила Васильевна – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогических технологий, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, г. Ярославль, Россия, https://orcid.org/0000-0002-9004-9785, lvbai@mail.ru

Екатерина Николаевна Шипкова – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогических технологий, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, г. Ярославль, Россия, https://orcid.org/0000-0002-09788-1339, kat2006-7@mail.ru

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила: 03.11.2023; одобрена после рецензирования: 30.01.2024; принята к публикации: 09.02.2024.