Демонстрационный экзамен в современной системе фондов оценочных средств в педагогическом университете

Научная статья

УДК 371.263

DOI: 10.15293/1812-9463.2401.04

 

Фетисов Александр Сергеевич

Воронежский государственный педагогический университет,
г. Воронеж, Россия

Горбунова Наталья Владимировна

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского,
г. Симферополь, Россия

Кудинова Юлия Валерьевна

Воронежский государственный педагогический университет,
г. Воронеж, Россия

АннотацияВведение. Проблема исследования заключается в необходимости поиска эффективных процедур оценивания компетентности и уровня готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов, их готовности к работе в условиях неопределенности. Цель исследования заключается в выявлении возможностей использования демонстрационного экзамена для повышения качества реализации образовательных программ высшего образования и обеспечения эффективности процедуры оценивания. Методы. В исследовании проводились анализ и синтез аналитических данных, диссертационных исследований, нормативно-законодательной базы. Результаты. Выявлено, что одним из вариантов совершенствования процедуры оценивания в структуре итоговой аттестации в педагогическом образовании является демонстрационный экзамен. В основу содержания заданий, независимо от профиля подготовки будущих педагогов, заложены положения профессиональных стандартов, что определяет их форму – ситуационные задания, проблемные задачи или кейсы. Задачи могут опираться на основной предметный вид деятельности либо включать общепедагогическую ситуацию и входить в фонд оценочных средств. Созданные фонды оценочных средств, предусмотренные требованиями примерных образовательных программ, представляют собой систему оценивания уровня сформированности компетенций.Выводы. Практико-ориентированный, объективный и наглядный характер демонстрационного экзамена позволяет выявить уровень сформированных компетенций и оценить возможные пробелы для дальнейшей доработки профессиональных качеств выпускника в образовательном процессе. Авторская инновация заключается в использовании демонстрационного экзамена для внутренней независимой оценки качества образования, внешней оценки определения уровня подготовки педагогических кадров университетом, итоговой и промежуточной аттестации.

Ключевые словадемонстрационный экзамен, фонд оценочных средств, подготовка педагогов, компетенции.

Для цитирования: Фетисов А. С., Горбунова Н. В., Кудинова Ю. В. Демонстрационный экзамен в современной системе фондов оценочных средств в педагогическом университете // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 1 (73). – С. 46–55. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2401.04

текст

Список источников

1. Воронушкина О. В., Каирова Л. А. Критерии экспертизы заданий демонстрационного экзамена в педагогическом вузе // Мир науки, культуры, образования. – 2023. –
№ 6 (103). – С. 267–270. DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-6103-267-270

2. Гавриков В. П., Катаускайте Л. А. Инновационные подходы к формированию системы оценки качества образования в Тверском государственном университете [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ast-centre.ru/info/books/favorits/282/ (дата обращения: 01.11.2023).

3. Дегтеренко Л. Н., Банников В. С., Банникова А. Н. Технология проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills на примере профессиональной компетенции «дизайн интерьера» // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2018. – Т. 10, № 4. – C. 129–138.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 448 с.

5. Иванова С. В., Фотин М. А., Фотина Т. П. Демонстрационный экзамен в системе фонда оценочных средств на соответствие квалификации по профессиональному стандарту педагога профессионального образования [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 40. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971191.htm (дата обращения: 01.11.2023).

6. Качество высшего образования [Электронный ресурс]: сборник научных статей сотрудников Национального аккредитационного агентства в сфере образования и экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательной деятельности. – М.: Росаккредагентство, 2023. – 276 с. – URL: https://nica.ru/media/QHE-2023.pdf (дата обращения: 01.11.2023).

7. Культура качества высшего образования в России: традиции и инновации: сборник научных трудов сотрудников Национального аккредитационного агентства в сфере образования и экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации [Электронный ресурс]. – М.: Росаккредагентство, 2020. – 200 с. – URL: https://nica.ru/Media/Default/Documents/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%2010.09.2020/%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA_2020.pdf (дата обращения: 01.11.2023).

8. Методические рекомендации по проведению государственной итоговой (промежуточной) аттестации обучающихся в форме профессионального (демонстрационного) экзамена в рамках подготовки педагогических кадров.

9. Малышева А. В., Шрамкова О. В. К вопросу о проведении итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена в среднем профессиональном образовании: региональный аспект // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2019. – № 5 (62). – С. 74–78.

10. Поздеева С. И., Чубыкина О. А. Метаметодика как основание построения обучающей деятельности // Научно-педагогическое обозрение. – 2020. – № 6. – С. 67–71.

11. Положение о фонде оценочных средств образовательной программы высшего образования – программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры [Электронный ресурс]. – URL: https://about.sfu-kras.ru /docs/9157/pdf/809636 (дата обращения: 03.11.2023).

12. Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» [Электронный ресурс]. – URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf?ysclid=lrurq47b7s85680258 (дата обращения: 03.11.2023).

13. Примерная основная образовательная программа. Направление подготовки (специальность) 44.03.01 «Педагогическое образование». Уровень высшего образования – Бакалавриат [Электронный ресурс]. – URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/Projects_POOP/BAK/440301_POOP_B_6.pdf (дата обращения: 03.11.2023).

14. Пясецкая И. Ш. Из опыта проведения демонстрационного экзамена по стандартам Worldskills по компетенции «Администрирование отеля» в Частном образовательном учреждении высшего образования «Международный Институт Дизайна и Сервиса» // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2019. – Т. 11,
№ 4. – С. 109–117.

15. Смолянинова О. Г., Степанова И. Ю. Прикладной бакалавриат: основания качества образовательных программ // Сибирский педагогический журнал. – 2011. –
№ 10. – С. 27–36.

16. Формирование системы менеджмента качества образовательных услуг: аналитический отчет.

Информация об авторах

Фетисов Александр Сергеевич – доктор педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Россия, https://orcid.org/0000-0002-3397-9863, asfet-2011@mail.ru

Горбунова Наталья Владимировна – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогического мастерства, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Россия, https://orcid.org/0000- 0001-5377-9466, natalya-gor2008@yandex.ru

Кудинова Юлия Валерьевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет,
г. Воронеж, Россия, https://orcid.org/0000-0002-8118-6737, kudjulia@mail.ru

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила: 15.11.2023; одобрена после рецензирования: 30.01.2024; принята к публикации: 09.02.2024.