Научная статья
УДК 378.4
DOI: 10.15293/1812-9463.2401.05
Сабирова Ирина Александровна
Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации,
г. Воронеж, Россия
Неказаков Сергей Сергеевич
Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации,
г. Воронеж, Россия
Федоров Владислав Владимирович
Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации,
г. Воронеж, Россия
Аннотация. Введение. В статье исследуется проблема формирования надпрофессиональных компетенций курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации как стратегическая задача, ориентированная на сокращение процесса адаптации молодых специалистов к условиям и требованиям будущей профессиональной деятельности. Цель статьи – определить уровень сформированности способностей к саморазвитию и самообразованию, критического мышления курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации как базовой основы надпрофессиональных компетенций. Методология. Методологической основой исследования стали системный и аспектный подходы к изучаемой проблеме. Для достижения цели авторы использовали теоретические (анализ, синтез, обобщение и систематизация научных публикаций) и эмпирические (анкетирование) методы. Исследование проводилось с привлечением курсантов 3–4 курсов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации (n = 156). Использованы методика
М. П. Лукашевич (оценка способностей к саморазвитию и самообразованию), методика определения уровня критического мышления Ю. Ф. Гущина, Н. В. Смирнова (оценка уровня критического мышления). Результаты. Выявлено, что курсанты обладают низким уровнем владения умениями анализа и оценки при решении проблемы на фоне низких показателей логики мышления. Выводы. Высказывается мнение о том, что традиционная организация образовательного процесса будущих сотрудников территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации в ряде случаев не обеспечивает формирование надпрофессиональных компетенций в образовательном пространстве вуза. Отмечается значимость разработки основанных на применении цифрового ресурса модели и технологии организации и управления процессом самостоятельной работы курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Ключевые слова: курсанты, вузы системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, надпрофессиональные компетенции, самостоятельная работа, цифровой ресурс.
Для цитирования: Сабирова И. А., Неказаков С. С., Федоров В. В. Надпрофессиональные компетенции как основа подготовки будущих сотрудников территориальных органов МВД России к профессиональной деятельности // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 1 (73). – С. 56–63. DOI: https://doi.org/ 10.15293/1812-9463.2401.05
Список источников
1. Авраамова Е. М., Верпаховская Ю. Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания // Социологические исследования. – 2006. – № 4. – С. 37–46.
2. Антропова Н. А. Надпрофессиональные компетенции как фактор успеха в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 3. – С. 157–158. – URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=1290 (дата обращения: 22.10.2023).
3. Батракова С. Н. Методология становления педагогического процесса // Педагогика. – 2003. – № 3. – С. 11–16.
4. Бацунов С. Н., Дереча И. И., Кунгурова И. М., Слизкова Е. В. Современные детерминанты развития soft skills // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 4. – С. 198–207. – DOI: http://doi.org/10.24422/MCITO.2018.4.12367
5. Васильев В. В., Майорова С. А. Проблемные вопросы формирования профессиональной юридической мобильности выпускников ведомственных вузов МВД России // Совершенствование образовательных программ, планирование и реализация учебного процесса: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Омск, 28 февраля 2022 г.). – Омск: Изд-во Омской академии МВД России, 2022. – С. 99–102.
6. Диагностический инструментарий оценки развития надпрофессиональных компетенций студентов вуза: методические рекомендации / сост. Л. А. Ибрагимова, С. В. Михайлова. – Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2021. – 45 с.
7. Зуева М. Л., Киселева Т. Г., Завьялова И. В., Кригер Л. А. Формирование надпрофессиональных компетенций обучающихся учреждений начального профессионального образования: методическое пособие. – Ярославль: Канцлер, 2012. – 158 с.
8. Каххаров Ш. Надпрофессиональные компетенции и управление ими // Организационная психология. – 2014. – Т. 4, № 4. – С. 103–120.
9. Сосницкая О. Soft Skills: мягкие навыки твердого характера [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.exrus.eu/Soft-Skills-Myagkiye-navyki-tverdogo-kharaktera-id50530e696ccc19a0150001fb (дата обращения: 18.10.2023).
10. Ковалевский В. А. Новые приоритеты модернизации педагогического образования: опыт их реализации в КГПУ им. В. П. Астафьева // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2018. – № 2 (35). – С. 48–56.
11. Майер Г. В., Маковеева В. В. О роли вузов в подготовке конкурентоспособных кадров для новой экономики // Проблемы управления в социальных системах. – 2009. – Т. 1, № 1. – С. 17–28.
12. Михайлова С. В. Надпрофессиональные компетенции как одно из условий формирования профессиональной зрелости // Педагогическое образование. – 2022. – Т. 3, № 9. –С. 46–48.
13. Михайлова С. В., Погребная И. А. Обоснование и апробация технологии проектирования компетентностного профиля современного специалиста технических направлений // Вестник Томского государственного университета. – 2022. – № 479. – С. 226–232.
14. Степашкина Е. А., Суходоев А. К., Гужеля Д. Ю. Исследование профиля надпрофессиональных компетенций, востребованных ведущими работодателями при приеме на работу студентов и выпускников университетов и молодых специалистов: методические рекомендации. — М.: НИУ ВШЭ, 2022. – 32 с.
15. Сырямкина Е. Г., Румянцева Т. Б., Ливенцова Е. Ю. Практика развития надпрофессиональных компетенций студентов в современном университете // Образование и наука. – 2016. – № 7. – С. 117–135. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-117-135
16. Теоретические основы и социальные практики развития критического мышления: учебно-методическое пособие / сост. Л. И. Щербакова, Н. В. Быковский, Д. А. Василенко и др. – Новочеркасск: Изд-во НОК, 2023. – 62 с.
17. Шматко Н. А. Компетенции инженерных кадров: опыт сравнительного исследования в России и странах ЕС // Форсайт. – 2012. – Т. 6, № 4. – С. 32–47.
18. Яркова Т. А., Черкасова И. И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. – 2016. – Т. 2, № 4. – С. 222–234.
Информация об авторах
Сабирова Ирина Александровна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физической подготовки, Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Воронеж, Россия, https://orcid.org/ 0000-0002-2317-4674, sabirova27.02@mail.ru
Неказаков Сергей Сергеевич – адъюнкт, Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Воронеж, Россия, https://orcid.org/ 0009-0007-7633-2393, vethelp1@mail.ru
Федоров Владислав Владимирович – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической подготовки, Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Воронеж, Россия, https://orcid.org/ 0000-0002-2002-7847, vladislav.fyodorov.63@mail.ru
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила: 03.11.2023; одобрена после рецензирования: 30.01.2024; принята к публикации: 09.02.2024.