Новый взгляд на воспитание в среднем профессиональном образовании в аспекте бизнес-ориентирующего направления

Научная статья

УДК 377.6

DOI: 10.15293/1812-9463.2401.06

Тавкинь Лариса Викторовна

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Россия

Власюк Ирина Вячеславовна

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Россия

АннотацияВведение. Статья посвящена проблеме воспитания в современном профессиональном образовании: реализации бизнес-ориентирующего направления воспитания студентов и его методического сопровождения. Цель работы – рассмотреть воспитание в среднем профессиональном образовании с теоретической и практической стороны в аспекте бизнес-ориентирующего направления, выявить характерные особенности методического сопровождения бизнес-воспитания. Методы. В исследовании использован комплекс эмпирических и теоретических методов, в том числе анализ литературных источников, анализ и синтез, классификация и систематизация, теоретическое моделирование. Результаты. В статье представлены смысловые акценты бизнес-ориентирующего направления воспитания, сформулировано рабочее понятие «бизнес-воспитание». Анализируется деятельность преподавателя профессиональной образовательной организации, основанная на решении практических задач, связанных с реализацией бизнес-ориентирующего направления воспитания студентов среднего профессионального образования. Описан процесс методического сопровождения преподавателей по реализации бизнес-воспитания в соответствии со стратегическими документами, законодательством об образовании и федеральными государственными образовательными стандартами, представлен опыт организационно-методической деятельности Камышинского политехнического колледжа. Выводы. Авторы охарактеризовали дидактические преимущества и особенности обеспечения организационно-методического сопровождения бизнес-воспитания. Предложены эффективные формы методического сопровождения реализации бизнес-воспитания.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, воспитание, бизнес-воспитание, бизнес-ориентирующее направление воспитания, деятельность преподавателя, общие компетенции, формирование личностных результатов.

Для цитирования: Тавкинь Л. В., Власюк И. В. Новый взгляд на воспитание в среднем профессиональном образовании в аспекте бизнес-ориентирующего направления // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 1 (73). – С. 64–79. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2401.06

текст

Список источников

1. Адольф В. А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. – 1998. – № 1. – С. 72–75.

2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1 / под ред. А. А. Бодалова, В. Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1980. – 230 с.

3. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. Что такое воспитание в современном среднем профессиональном образовании? // Профессиональное образование и рынок труда. – 2021. – № 2 (45). – С. 4–14.

4. Болотов В. А., Сериков В. В. Комптентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8–14.

5. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие / под общ. ред. Е. В. Бондаревской. – М.; Ростов н/Д: Учитель, 1999. – 560 с.

6. Борытко Н. М., Соловцова И. А. В поисках целостной теории воспитания // Известия ВГПУ. – 2005. – № 1. – С. 122–125.

7. Власюк И. В., Тавкинь Л. В. Готовность педагогов к реализации бизнес-ориентирующего направления воспитания // Среднее профессиональное образование. – 2021. – № 9 (313). – С. 19–22.

8. Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.: Эксмо, 2005. – 1136 с.

9. Гиль С. С. К вопросу о синхронизации образовательной деятельности современного колледжа с запросами бизнеса // ИНСАЙТ. – 2022. – № 2 (10). – С. 67–80.

10. Горбунова Н. В. Педагогическое образование через призму компетентностного подхода // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. – 2015. – № 2. – С. 39–48.

11. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. – 2005. – № 3. – С. 27–40.

12. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – 208 с.

13. Корнеев Ю. В. Пути совершенствования профессиональной компетентности педагогов техникума: монография. – Томск: STT, 2010. – 136 с.

14. Краевский В. В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2011. – 244 с.

15. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования: учебное пособие. – М.: Народное образование, 2002. – 208 с.

16. Мау В. А., Клячко Т. Л. Развитие человеческого капитала – новая социальная политика. – М.: Дело, 2013. – 544 с.

17. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 01.10.2023).

18. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 01.10.2023).

19. О примерном календарном плане воспитательной работы: Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 № ТВ-1146/06 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_419902/ (дата обращения: 16.10.2023).

20. Панова Н. А. Организационно-педагогические условия формирования навыков самостоятельной предпринимательской деятельности у студентов СПО // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 78-4. – С. 130–132.

21. Паспорт национального проекта «Образование»: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (дата обращения: 16.10.2023).

22. Песоцкий Ю. С., Григорьева О. В., Чистова А. А. Системный анализ современного этапа развития высшего предпринимательского образования в Российской Федерации // Современная конкуренция. – 2018. – Т. 12, № 1 (67). – С. 6–15.

23. Пупкова А. С., Нурмагомедова К. Ш., Кубанцева О. В. Оценка конкурентоспособности Волгоградской области среди других областей Российской Федерации в разрезе торгово-экономических отношений // Молодой ученый. – 2019. – № 52 (290). – С. 399–403.

24. Рубин Ю. Б. Теория предпринимательства: пространство функционального подхода // Современная конкуренция. – 2018. – Т. 12, № 1 (67). – С. 83–103.

25. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – 720 с.

26. Сериков В. В. Педагогическая реальность и педагогическое знание. Опыт методологической рефлексии: монография. – М., 2018. – 282 с.

27. Тавкинь Л. В., Власюк И. В. Бизнес-воспитание в системе среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. – 2022. – № 10 (326). – С. 55–59.

28. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. – 2017. – № 12. – С. 6–15.

29. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2011. – 222 c.

30. Эльконин Д. Б. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.

Информация об авторах

Тавкинь Лариса Викторовна – старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Волгоградский государственный университет,
г. Волгоград, Россия, https://orcid.org/0009-0000-3044-9739, tavkin-larisa@rambler.ru

Власюк Ирина Вячеславовна – доктор педагогических наук, профессор, директор Института истории, международных отношений и социальных технологий, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Россия, https://orcid.org/0000-0001-7220-9602, vlasuk@volsu.ru

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила: 10.11.2023; одобрена после рецензирования: 02.02.2024; принята к публикации: 09.02.2024.