Практическое развитие художественно-творческой деятельности обучающихся: из опыта работы

Научная статья

УДК 371+316.6

DOI: 10.15293/1812-9463.2401.08

Павленко Татьяна Владимировна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

АннотацияВведение. В исследовании рассматривается проблема развития современных инновационных образовательных технологий в условиях художественно-творческой деятельности. Цель исследования – раскрыть особенности реализации современных инновационных педагогических подходов в педагогической художественно-творческой практике. Методология. Художественно-творческая деятельность исследуется в аспекте личностно-деятельностного подхода как ведущий вид педагогической деятельности. С позиции компетентностного подхода определяются основные формируемые компетенции обучающихся в рамках непрерывного многоуровневого профильного образования (художественно-эстетического и социально-педагогического). Исследовательской площадкой стала Детская академия художественного творчества и дизайна. Результаты. В статье показано, что метод проектов является востребованным в контексте развития современных инновационных образовательных технологий. Особо отмечается его значимость для педагогической художественно-творческой практики. Показано, что при реализации проекта обучающийся приобретает художественно-творческие компетенции, необходимые при дальнейшем обучении профессиональной художественно-творческой деятельности. Выводы. В заключение обобщены основные аспекты применения метода проектов в педагогической художественно-творческой практике.

Ключевые слова: образовательная инновационная технология, художественно-творческая деятельность, художественное образование, метод проектов, творческие компетенции, индивидуальность обучающегося.

Для цитирования: Павленко Т. В. Практическое развитие художественно-творческой деятельности обучающихся: из опыта работы // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 1 (73). – С. 95–105. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2401.08

текст

Список источников

1. Абдуллина Л. Б., Петрова Т. И., Сулейманова Ф. М., Косцова С. А. Формы и методы художественно-эстетического воспитания младших школьников в образовательном процессе начальной школы // Мир науки, культуры, образования. – 2020. –
№ 3 (82). – С. 317–320. DOI: https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00558

2. Бадян В. Е. Методическая система развивающего обучения основам композиции учащихся детских художественных школ // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2010. – № 1. – С. 34–38.

3. Белогорцева И. Е., Гричаникова И. А. Опыт создания учебно-производственного кластера по профессиональному образованию в области художественного искусства на примере Белгородского государственного института искусств и культуры // Наука. Искусство. Культура. – 2015. – № 1 (5). – С. 130–139.

4. Борздун В. Н., Григоренко Н. Н. Метод проектов в организации педагогической практики в творческом вузе // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – № 38. – С. 210–220.

5. Дегтева И. Б. Теоретическая модель и опытно-экспериментальное исследование художественно-эстетической деятельности старших школьников // Педагогическое образование в России. – 2009. – № 1. – С. 98–106.

6. Зенгин С. С. Художественно-творческий проект в системе деятельности вуза культуры и искусств // Культурная жизнь Юга России. – 2015. – № 3. – С. 7–10.

7. Ивахнова Л. А., Кучерова А. В. Проектное обучение в художественном образовании [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28571 (дата обращения: 21.10.2023).

8. Канунникова Т. А. Метод проектов в преподавании изобразительного искусства // Наука и школа. – 2016. – № 1. – С. 181–187.

9. Ломов С. П. Методология художественной деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2013. – № 2. – С. 49–52.

10. Мартынова Н. В., Мартынов В. В., Хворостов Д. А., Дьячкова Л. Г. Проекты как метод становления творческого роста личности обучающегося в довузовской системе дополнительного образования художественной направленности // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2021. – № 1 (90). – С. 205–211.

11. Матушак А. Ф., Павлова О. Ю., Ахкамова Ю. А., Зырянова А. В., Алехина Н. В., Грибачева Н. В., Цилицкий В. С. Сравнение форм воспитательной работы образовательных организаций в цифровом образовательном пространстве и предпочтений обучаемых // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 3. – С. 7–30. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.01

12. Павленко Т. В., Лисецкая Е. В., Рубцова Л. В. Подготовка студентов к организации деятельности детской академии художественного творчества и дизайна: учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. – 117 с.

13. Полицинская Е. В., Трофимов А. В., Лизунков В. Г. Нейродидактическая модель интегрированного образовательно-производственного кластера: оценка эффективности подготовки трудовых ресурсов // Science for Education Today. – 2023. – Т. 13,
№ 6. – С. 145–171. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2306.07

14. Филатова М. В. Сущность, структура и содержание художественно-проектной компетенции в педагогической теории и практике // Инновационная наука. – 2015. – № 5-2. – С. 257–262.

15. Хромова А. О., Бухтаярова Е. Ю., Климова А. А., Курносова М. А., Дружинина М. В. Исследование мотивационного, креативного, коммуникативного и организационного компонентов готовности будущих педагогов к использованию инновационных технологий // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 4. – С. 7–25. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2204.01

16. Шаров А. А., Коновалов А. А. Универсальные компетенции педагогов профессионального образования: методика оценки и анализ взаимосвязей // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 5. – С. 7–21. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.01

Информация об авторе

Павленко Татьяна Владимировна – руководитель Детской академии художественного творчества и дизайна, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, http://orcid.org/0009-0004-5802-4264, tvpavlenko@mail.ru

Поступила: 30.10.2023; одобрена после рецензирования: 30.01.2024; принята к публикации: 09.02.2024.