Девиантное поведение школьников: проблемы и пути решения

Научная статья

УДК 371+159.9

DOI: 10.15293/1812-9463.2401.09

 

Фешкова Елена Владимировна

Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Адмирала Холостякова,
г. Геленджик, Россия

Гребенкина Анна Александровна

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А. Д. Крячкова, г. Новосибирск, Россия

Гребенкин Евгений Владимирович

Филиал Южного федерального университета, г. Геленджик, Россия

АннотацияВведение. Авторами исследуется проблема девиантного поведения школьников, которая является актуальной и в настоящее время, что связано с новыми подходами в изучении факторов социальной адаптации и развития личности ребенка через образование, так как оно в определенном смысле создает это пространство и влияет на его социальную активность. Методология. Девиантное поведение школьников изучается с позиции личностного подхода в контексте психолого-педагогических аспектов профилактики деструктивного поведения. Результаты. Авторами отмечается, что в настоящее время школы постепенно выходят за рамки исключительно образовательной парадигмы, поэтому наблюдается повышенный интерес к возрождению идеи воспитания с акцентом на традиционные ценности и патриотизм. Реинтегрировать неуспевающих, проблемных учеников в школьную среду крайне сложно, для этого необходимо менять менталитет педагогов и систему школьного образования в целом, ориентированную не только на лидеров, но и аутсайдеров. В рамках данной статьи делается попытка в развернутой форме описать весь комплекс проблем, которые накапливаются у несовершеннолетних в условиях семьи и школы. Выводы. Для того чтобы успешно бороться с различного рода девиациями школьников, необходимо знать реальные причины дезадаптации с целью улучшения качества психолого-педагогического воздействия на развитие ребенка.

Ключевые слова: школьники, обученная беспомощность, девиация, девиантное поведение, школьные прогулы, школьная неуспеваемость, этикетирование, нормы, ценности.

Для цитирования: Фешкова Е. В., Гребенкина А. А., Гребенкин Е. В. Девиантное поведение школьников: проблемы и пути решения // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 1 (73). – С. 106–115. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2401.09

текст

Список источников

1. Баженов В. Г., Баженова В. П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 320 с.

2. Гонеев А. Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. – Курск, 1998. – 140 с.

3. Дозорцева Е. Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2006. – 128 с.

4. Жукова М. В., Шишкина К. И., Лямагина А. Н., Фролова Е. В., Волчегорская Е. Ю. Взаимосвязь между личностными характеристиками и степенью цифровой зависимости у студентов педагогического вуза // Science for Education Today. – 2023. – Т. 13, № 3. – С. 28–43. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2303.02

5. Клейберг Ю. А. Девиантное поведение в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов. – 2-е изд., стер. – М.: Изд-во МПСИ, 2008. – 304 с.

6. Ковальчук М. А., Тарханова И. Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. – М.: Владос, 2022. – 476 c.

7. Курт Левин: исследования жизненного пространства [Электронный ресурс] // Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Теории личности и личностный рост. – М.: Олма-Пресс, 2004. – URL: https://studfile.net/preview/3962175/page:33/ (дата обращения: 09.11.2023).

8. Локалова Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.

9. Макушкин Е. В. Агрессивное, криминальное поведение у детей и подростков с нарушенным развитием. – М.: Медицинское информационное агентство, 2021. – 240 c.

10. Матушак А. Ф., Павлова О. Ю., Ахкамова Ю. А., Беспалова Д. С., Лапшина Л. М., Шереметьева Е. В., Цилицкий В. С. Сравнение представлений студентов и преподавателей об эффективности системы подготовки будущих учителей к воспитанию школьников в цифровом образовательном пространстве // Science for Education Today. – 2023. – Т. 13, № 4. – С. 7–29. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2304.01

11. Млодик И. Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога. – М.: Генезис, 2011. – 184 с.

12. Ничишина Т. В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье: пособие для педагогов. – Минск: Национальный институт образования, 2018. – 248 с.

13. Педагогическая психология: хрестоматия / сост. В. Н. Карандашев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006. – 412 с.

14. Петровская В. Дисфункциональность супружеской диады и поведение подростка. – М.: LAP, 2020. – 272 c.

15. Психотерапия детей и подростков / под ред. Х. Ремшмидта. – М.: Мир, 2000. – 656 с.

16. Рождественская Н. А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков: учебное пособие. – М.: Теревинф, 2021. – 135 c.

17. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. – М.: Владос-Пресс, 2004. – 272 с.

18. Щербинина О. С., Грушецкая И. Н., Захарова Ж. А. Исследование психолого-педагогических условий решения социально-культурных задач социализации одаренными подростками // Science for Education Today. – 2023. – Т. 13, № 2. – С. 7–24. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2302.01

19. Cheng Yu., Tseng P., Lin P., Chen T., Stubbs B., Carvalho A., Wu C., Chen Ye., Wu M. Internet Addiction and Its Relationship with Suicidal Behaviors: A Meta-Analysis of Multinational Observational Studies // The Journal of Clinical Psychiatry. – 2018. – Vol. 79, Issue 4. DOI: https://doi.org/10.4088/JCP.17r11761

20. González-Cabrera J., Tourón J., Ortega-Barón J., Montiel I., Machimbarrena J. M. Are Gifted Students More Victimized than Nongifted Students? A Comparison in Prevalence and Relation to Psychological Variables in Early Adolescence // The Journal of Early Adolescence. – 2023. – Vol. 43, Issue 1. – Pp. 90–109. DOI: https://doi.org/10.1177/02724316211058065

21. Svanberg M., Bergh D. Effects of Gamification in a Teacher Education Program, 2010 to 2020 // SAGE Open. – 2023. – Vol. 13, Issue 1. DOI: https://doi.org/10.1177/21582440231160995

Информация об авторах

Фешкова Елена Владимировна – почетный работник общего образования Российской Федерации, директор, Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Адмирала Холостякова, г. Геленджик, Россия, https://orcid.org/0009-0006-8979-3095, school1@gel.kubannet.ru

Гребенкина Анна Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А. Д. Крячкова,
г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-8679-4686, aagrebenkina@nsuada.ru

Гребенкин Евгений Владимирович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественных и гуманитарных дисциплин, Филиал Южного федерального университета, г. Геленджик, Россия, https://orcid.org/0000-0001-8263-5947, rusforscher@mail.ru

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила: 16.11.2023; одобрена после рецензирования: 01.02.2024; принята к публикации: 09.02.2024.