Формирование эстетического вкуса у студентов профессиональной образовательной организации средствами декоративно-прикладного искусства

УДК 377

DOI: 10.15293/1812-9463.2402.10

Алексеева Любовь Петровна

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Россия

Самсонова Ирина Геннадьевна

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Россия

Подмарева Анастасия Валерьевна

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Россия

Аннотация. Введение. Современный этап развития российского общества характеризуется глобальными социально-экономическими изменениями, вызвавшими нестабильность общественной жизни, кризис общества и его основных институтов, разрушение духовных идеалов, что привело к снижению уровня нравственности и духовности молодежи, уровня сформированности эстетического вкуса. Поэтому актуальна проблема отсутствия эстетической толерантности, которая может привести к негативным явлениям в обществе, равнодушию или к агрессивному отношению к сложным, требующим интеллектуального восприятия эстетическим явлениям. Целью исследования является разработка, теоретическое обоснование дидактической модели формирования эстетического вкуса студентов в условиях образовательной среды средствами декоративно-прикладного искусства и экспериментальная проверка ее эффективности. Методология. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: 1) теоретические: восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация (создание идеального объекта) как мысленный эксперимент; 2) эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, изучение результатов художественно-творческой деятельности студентов. Инструменты исследования – это средства, которые были использованы для сбора и анализа данных. Нами применены следующие инструменты: опрос (с помощью опроса мы нашли ответы на ряд вопросов, которые были разработаны для определенной группы студентов); интервью, которое помогло собрать информацию о знаниях студентов произведений декоративно-прикладного искусства; наблюдение – этот инструмент использовался для изучения поведения человека в различных ситуациях. Нами изучен уровень практических умений студентов в реализации эстетических замыслов при исполнении предмета декоративно-прикладного искусства с помощью ассоциации картины, который отражает национальную идею, исторические символы и коннотации – традиции и ритуалы, былины в виде традиционных форм и цветов, простых символов, декоративных фольклорных образов. На основе полученных результатов в ходе эмпирического исследования нами разработаны учебные программы для углубленного освоения содержания по дисциплинам «Технология» и «Изобразительное искусство». Тематический учебный план включает следующие разделы:

1. Русское искусство XVIII–XX вв. в произведениях художников (И. Е. Репин,
М. П. Боткин, А. Г. Венецианов, П. П. Верещагин и пр.).

2. История русской культуры в былинах, баснях, поэмах и сказках.

3. Русское декоративное искусство.

4. Орнамент как форма русской философии.

5. Орнамент в работах хохломских мастеров.

6. Орнамент сибирских ковров.

7. Понимание прекрасного в русской живописи.

8. Достояние русской литературы.

Результаты. В результате исследования разработана дидактическая модель формирования эстетического вкуса студентов в условиях образовательной среды колледжа. Проведенный эксперимент подтвердил эффективность разработанной учебной программы и выявленных педагогических условий, способствующих наиболее эффективному формированию эстетического вкуса у студентов профессиональной образовательной организации средствами декоративно-прикладного искусства. Методические продукты были адаптированы к условиям ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1». После анализа выявленных проблем в рамках исследования разработаны и внедрены в учебный процесс дизайнеров программы учебных дисциплин «Изобразительное искусство» и «Технология» и методические рекомендации по формированию художественно-эстетического вкуса средствами декоративно-прикладного искусства. Выводы. Разработанная учебная программа, являясь частью учебно-воспитательного процесса на факультетах эстетической направленности, содержит конкретные предложения по усовершенствованию подготовки специалистов. Особое внимание уделено заданиям для студентов, специализирующихся в области росписи. Это позволяет обогащать опыт реализации творческих проектов и создавать эстетически привлекательные продукты современного дизайна. Разработанные в ходе исследования методические продукты могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения организаций среднего профессионального образования.

Ключевые слова: формирование эстетического вкуса; декоративно-прикладное искусство; дизайн; культура; эстетическое воспитание.

Для цитирования: Алексеева Л. П., Самсонова И. Г., Подмарева А. В. Формирование эстетического вкуса у студентов профессиональной образовательной организации средствами декоративно-прикладного искусства // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 2 (74). – С. 111–122. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2402.10

Список источников

1. Аганесова И. Г. Эстетика: учебное пособие. – Тула: Тульский гос. ун-т, 2017. – 43 с.

2. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. – М.: Искусство, 1979. – 237 с.

3. Боташева Н. П. Методы обучения в эстетическом воспитании подростков в условиях поликультурной образовательной среды средствами декоративно-прикладного искусства этнофоров региона (КЧР) // Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. В. В. Корешков. – М., 2013. – Вып. 3. – С. 63–74.

4. Веремьев, А. А. Эстетическое воспитание в системе педагогического образования: монография. – Брянск, 2001. – 124 с.

5. Вольтер Ф. М. А. Эстетика: cтатьи, письма, предисловия и рассуждения / сост., вступ. ст. и коммент. В. Я. Бахмутского; пер. Л. Золониной и Н. Наумова. – М.: Искусство, 1974. – 390 с.

6. Выготский Л. С. Психология искусства / общ. ред. В. В. Иванова, коммент. Л. С. Выготского и В. В. Иванова, вступит. ст. А. Н. Леонтьева. – 3-е изд. – М.: Искусство, 1986. – 573 с.

7. Грасиан-и-Моралес Б. Карманный оракул / пер. Е. М. Лысенко. – М.: Астрель, Полиграфиздат, 2012. – 188 с.

8. Дестре П. Эстетика Аристотеля [Электронный ресурс]. – URL: https://plato.stanford.edu/archives/win2021/entries/aristotle-aesthetics/ (дата обращения: 19.01.2024).

9. Гавриловец К. В., Казимирская И. И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. – Минск: Народная асвета, 1988. – 126 с.

10. Григорьева А. Золотая книга рукоделий. – М.: Белый город, 2008. – 189 с.

11. Игнатович В. Г. Эстетическое воспитание как основа творческого развития личности. – Минск: МГЭУ им. А. Д. Сахарова, 2008. – 48 с.

12. Климов В. И. Эстетическое воспитание студентов средствами русского музыкального фольклора в культурно-образовательной среде вуза: монография. ‒ М.: Флинта, 2019. – 156 с.

13. Коржавина И. Л. О промысле Гжели. – М.: Просвещение, 1991.

14. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие по спецкурсу. – М.: Просвещение, 2018. – 175 с.

15. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999. – 479 с.

16. Никитич Л. А. Эстетика. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 439 с.

17. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013. – 460 с.

18. Рогов Е. И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 336 с.

19. Филимонова П. В. Эстетическая позиция М. Н. Муравьева в контексте смены культурной парадигмы в русской литературе 1770–1780 гг. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2014. – № 6 (3). – С 59–64.

20. Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации: Избранные психологические труды. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 304 с.

Информация об авторах

Алексеева Любовь Петровна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия, nov.avtor@mail.ru

Самсонова Ирина Геннадьевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия, samsonaig@cspu.ru

Подмарева Анастасия Валерьевна – старший преподаватель кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия, stuartessa@mail.ru

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила: 14.03.2024; одобрена после рецензирования: 23.04.2024; принята к публикации: 30.04.2024.