Мониторинг подготовки школьных управленческих команд в образовательных организациях Новосибирской области

УДК 373.3/.5+373(571)

DOI: 10.15293/1812-9463.2402.03

Журавлева Наталья Николаевна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

Ярославцев Виктор Георгиевич

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», г. Новосибирск, Россия

Аннотация. Введение. В статье рассматриваются актуальные проблемы командообразования, характерные для государственных образовательных организаций. Изучаются вопросы формирования команд, формального лидерства и различия между командой и рабочей группой. Цель исследования – представить методологические основания применения командообразования в управленческой деятельности руководителей школ, а также проанализировать результаты мониторинга подготовки управленческих команд Новосибирской области. Методология. Изучение возможностей применения технологии командообразования в организации инновационной деятельности педагогов образовательных организаций (на примере управленческих команд школ Новосибирской области) проводилось в несколько этапов: организационный, диагностический, апробационный и рефлексивно-оценочный. Целью мониторинга являлось изучение условий, созданных для профессионального роста членов школьных управленческих команд на региональном и муниципальном уровнях, а также востребованности различных форм подготовки. В ходе проведения мониторинга была собрана информация об организациях, осуществляющих подготовку управленческих команд. Результаты. Анализ результатов показал, что руководители общеобразовательных организаций и представители муниципальных органов управления образованием часто не понимают, что включает в себя понятие «подготовка управленческих команд», и нередко ограничиваются только направлением групп на курсы повышения квалификации и обучающие мероприятия. Выводы. Проведенный мониторинг зафиксировал необходимость формирования на региональном и муниципальном уровнях системы работы по организации подготовки школьных управленческих команд. Руководители образовательных учреждений должны осознанно подходить к вопросам командообразования и оценивать необходимость создания команды исходя из действительной потребности.

Ключевые слова: менеджмент; качество образования; развитие; командообразование; мониторинг; рабочая группа; управленческая команда; лидерство; проектная деятельность.

Для цитирования: Журавлева Н. Н., Ярославцев В. Г. Мониторинг подготовки школьных управленческих команд в образовательных организациях Новосибирской области // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 2 (74). – С. 25–34. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2402.03

Список источников

1. Базаров Т. Ю., Рыбкин И. В., Пыркова Т. С. Управленческие команды и их формирование [Электронный ресурс]. – URL: www.cpt21.ru/old/book1/5uprkom.htm (дата обращения: 15.01.2024).

2. Белбин Р. М. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач. – М.: HIPPO, 2003.

3. Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. – М.: Владос, 2004.

4. Галаганюк Н. Н. Основные характеристики и специфика деятельности педагогической команды образовательного учреждения // Менеджмент в образовании. – 2004. – № 1. – С. 24–37.

5. Евтихов О. В. Психология управления персоналом: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010. – 319 с.

6. Егоршин А. П. Управление персоналом. – Нижний Новгород: НИМБ, 2003.

7. Жилин Г. П. Организационно-педагогические условия управления инновационными процессами в политехническом колледже: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Елец, 2001. – 24 с.

8. Жуковская А. И. Управленческая деятельность в практике школы и организационная культура // Наука и школа. – 2003. – № 5. – С. 45–52.

9. Жуковский И. В. Особенности создания педагогической команды. – М.: Знание, 2005.

10. Зверева М. В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. – М.: Педагогика, 1987. – № 1. – С. 29–32.

11. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Ф., Грабенко Т. М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб.: Речь, 2011. – 304 с.

12. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Эффективная команда: шаг к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду. – СПб.: Речь, 2003. – 128 с.

13. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, квалификация // General and Professional Education. – 2012. – № 1. – С. 8–14.

14. Надточий Ю. Б. Командообразование: практикум. – М.: Дашков и К, 2022. – 108 с.

15. Трейси Б. Как управляют лучшие. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 256 с.

16. Трифонова С. А., Саковская О. Н. Теория и практика командной работы: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2021. – 40 с.

17. Чанько А. Д. Командообразование в современных организациях: междисциплинарный синтез психологии и менеджмента // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. – 2015. – № 2. – С. 157–177.

Информация об авторах

Журавлева Наталья Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-4080-5343, 2nzhur@mail.ru

Ярославцев Виктор Георгиевич – кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и гуманитарных наук, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-4501-1980, 220455@bk.ru

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила: 12.03.2024; одобрена после рецензирования: 20.04.2024; принята к публикации: 30.04.2024.