Исследование ценностей современной молодежи как ориентир подготовки кураторов студенческих групп к воспитательной деятельности

УДК 378.4

DOI: 10.15293/1812-9463.2402.04

Матросова Юлия Сергеевна

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,
г. Санкт-Петербург, Россия

Суворова Светлана Анатольевна

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,
г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. Введение. Организация воспитательной деятельности в процессе профессионального образования – один из актуальных открытых вопросов для современной педагогической науки. Активные практики образования, формы воспитательной работы становятся эффективными, если их реализация основана на серьезном изучении ценностей студенчества как представителей современной молодежи. Методология. В статье приведен анализ исследований ценностных ориентаций молодежи, представлена характеристика мнений студентов о традиционных ценностях, приведены результаты анализа опроса более 3000 студентов о патриотических ценностях, выполненного в ходе проекта «Студенческие сообщества как пространство патриотического воспитания». Результаты. В статье показано, как ценности молодежи могут быть учтены при организации воспитательной работы. На примере проектирования и реализации программы подготовки кураторов студенческих групп представлены направления деятельности, которые могут стать наиболее значимыми и эффективными в работе с молодежью. Выводы. В заключение авторы отмечают, что кураторам в своей деятельности важно продумывать формы педагогического сопровождения деятельности студентов, грамотно выстраивать в учебно-воспитательном процессе систему, объединяющую студентов разных факультетов, анализировать проблемы студенческой жизни, отслеживать динамику отношения студентов к происходящему, изменение их ценностного отношения.

Ключевые слова: ценности; ценностные ориентации; молодежь; патриотизм; воспитательная деятельность в вузе; куратор студенческой группы; программа подготовки кураторов.

Для цитирования: Матросова Ю. С., Суворова С. А. Исследование ценностей современной молодежи как ориентир подготовки кураторов студенческих групп к воспитательной деятельности // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 2 (74). –
С. 35–47. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2402.04

Финансирование. Исследование выполнено за счет внутреннего гранта РГПУ
им. А. И. Герцена (проект № 37ВГ «Студенческие сообщества как пространство патриотического воспитания»).

Список источников

1. Белов В. И. Система профессионального воспитания в современных социально-экономических условиях: дис. … д-ра пед. наук. – СПб., 2006. – 385 с.

2. Воспитательная деятельность в вузе: современные подходы: монография / под общ. ред. А. В. Пономарева. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2022. – 344 с.

3. Гершунский Б. С. Философия образования для ХIХ века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций. – М.: ИнтерДиалект+, 1997. – 697 с.

4. Глубокова Е. Н, Писарева С. А. Воспитательный потенциал университетского образования педагога // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде: сборник научных статей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. – С. 14–19.

5. Дудина М. Н., Гречухина Т. И. Воспитательная функция университета: традиции и реалии // Образование и наука. – 2010. – № 11. – С. 33–48.

6. Киселев Н. Н., Киселева Е. В. Воспитывающая среда образовательной организации: сущностные характеристики, компоненты, ресурсы // Модели создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: наука, технологии, практики: сборник статей. – М.: Изд-во МПГУ, 2018. – С. 104–112.

7. Лайпанова И. Б. Проблемы готовности будущего учителя к патриотической работе в школе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33200 (дата обращения: 19.01.2024).

8. Минюрова С. А. Профессиональный маргинализм в сфере высшего образования // Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире / под ред. С. А. Минюровой. – Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2004. – С. 128–134.

9. Миссия РГПУ им. А.И. Герцена [Электронный ресурс]. – URL: https://www.herzen.spb.ru/about/about_uni/missiya/ (дата обращения: 19.01.2024).

10. Михайлова Д. И., Остапенко С. И., Анохина С. В. Профессиональное воспитание и формирование универсальных компетенций будущего педагога: интеграция деятельности [Электронный ресурс] // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2022. – Т. 8, № 1. – С. 24–37. – URL: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/47400/1/Mikhaylova_Professionalnoe.pdf (дата обращения: 19.01.2024).

11. Осипов П. Н. Воспитательная деятельность в инновационном вузе: учебное пособие. – Казань: БРОНТО, 2019. – 264 с.

12. О современном российском патриотизме. Аналитический обзор ВЦИОМ, 2024 [Электронный ресурс]. – URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/o-sovremennom-rossiiskom-patriotizme (дата обращения: 19.01.2024).

13. Смирнова И. В. Миссия вуза: набор лозунгов или смысл существования? // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2016. – № 4 (60). – С. 118–121.

14. Традиционные ценности, современные цели. Аналитический обзор ВЦИОМ, 2023 [Электронный ресурс]. – URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tradicionnye-cennosti-sovremennye-celi (дата обращения: 19.01.2024).

15. Трансформация университетского педагогического образования в современных условиях социокультурных изменений российского общества: монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. – 216 с.

16. Ценности молодежи. Аналитический обзор ВЦИОМ, 2022 [Электронный ресурс]. – URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi (дата обращения: 19.01.2024).

17. Ценностные ориентации современной молодежи. Аналитический обзор результатов международных и российских исследований (версия 1.2 от 30.09.21) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.zircon.ru/upload/iblock/aab/tsennostnye-orientatsii-sovremennoy-molodezhi-analiticheskiy-obzor.pdf (дата обращения: 19.01.2024).

18. Юсупов В. З. Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития // Знание. Понимание. Умение. – 2019. – № 2. – С. 216–231.

Информация об авторах

Матросова Юлия Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики школы, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия, https://orcid.org/0000-0002-8099-5540, mimoza13@gmail.com

Суворова Светлана Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики школы, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия, https://orcid.org/0000-0002-2572-0341, svet334@yandex.ru

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила: 02.04.2024; одобрена после рецензирования: 20.04.2024; принята к публикации: 30.04.2024.