Использование интерактивных карт как средства развития фундаментальных математических знаний

УДК 378

DOI: 10.15293/1812-9463.2402.05

Федотова Вера Сергеевна

Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина,
г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. Введение. Математика как наука и учебная дисциплина обладает богатым образовательным потенциалом. Однако из-за отсутствия у обучающихся мотивации к ее освоению часто возникают трудности в приобретении фундаментальных математических знаний. Автор считает, что вопросы истории математики могут помочь понять, как эта дисциплина развивалась на протяжении столетий, как она влияет на современную жизнь, а инструменты цифровой образовательной среды позволят сделать это в доступной и понятной интерактивной форме. Цель исследования состоит в представлении способа использования цифровых интерактивных карт как средства развития у обучающихся глубоких математических знаний с опорой на исторические аспекты математической теории. Методология. Методологическую основу составляют результаты анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение многолетнего опыта подготовки будущих учителей математики и информатики и организации проектно-исследовательской деятельности студентов в Ленинградском государственном университете им. А.С. Пушкина (Санкт-Петербург). В основу представленной автором цифровой интерактивной карты положены содержательные аспекты развития математики из истории Петербургской математической школы. Результаты. Цифровые интерактивные карты охарактеризованы как вариант использования учителем функционала цифровой образовательной среды для фундаментализации математической подготовки обучающихся. Интерактивные карты повышают у обучающихся интерес к учебному материалу, интегрируют различные типы данных, используют различные инструменты интерактивности, являются основой для предоставления подробной справочной информации, обеспечивают продуктивное взаимодействие с картой и др. Автор представляет пример создания интерактивной карты, которая отражает различные местоположения в Санкт-Петербурге, связанные с историческими аспектами развития математической теории. Выводы. Сделан вывод о методически обоснованном создании и использовании учителем материалов по истории математики для развития у обучающихся системы фундаментальных математических знаний, формирования интереса к предмету, патриотического воспитания, что в совокупности способствует осознанному изучению каждой отдельной темы школьного и университетского курса математики, глубокому погружению в сущность решаемых задач.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда; интерактивные учебные материалы; интерактивная карта; учитель математики и информатики.

Для цитирования: Федотова В. С. Использование интерактивных карт как средства развития фундаментальных математических знаний // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 2 (74). – С. 48–59. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2402.05

Список источников

1. Адельмурзина И. Ф., Галкин А. В., Хизбуллина Р. З. Использование возможностей Google-карт в качестве наглядных пособий в географическом образовании // Перспективы науки и образования. – 2017. – № 6 (30). – С. 162–168.

2. Аксёнова В. В. Экспериментируем на уроке истории. Сценарии учебных эпизодов. Интерактивные карты // Народное образование. – 2014. – № 7 (1440). – С. 152–154.

3. Казинец В. А., Редько Е. А. Изменение парадигмы математического образования в цифровом обществе // Современное педагогическое образование. – 2022. – № 7. – С. 16–19.

4. Кондаурова И. К., Тутарова А. О. Общая характеристика интерактивного проекта «История малой родины в математических задачах» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – № 10 (3 (36)). – С. 289–295.

5. Манкевич Д. В. О специфике и перспективах использования интерактивных исторических карт в образовательном процессе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2013. – № 11. – С. 86–90.

6. Математический Петербург. История, наука, достопримечательности / ред.-сост. Г. И. Синкевич, науч. ред. А. И. Назаров. – СПб.: Образовательные проекты, 2018. – 336 с.

7. Перминов Е. А., Гаджиев Д. Д., Абдуразаков М. М. Об актуальности фундаментализации математической подготовки студентов педагогических направлений в цифровую эпоху // Образование и наука. – 2019. – № 21 (5). – С. 86–111.

8. Саранча М. А., Якимова С. Л. Проблемы использования современного инструментария для создания интерактивных туристских веб-карт и геопорталов // Сервис в России и за рубежом. – 2020. – № 14 (1 (88)). – С. 23–33.

9. Синицын И. С. Применение интерактивных карт при изучении регионального компонента школьного географического образования // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 2. – С. 84–89.

10. Boronenko T. A. Fedotova V. S. Fundamentalisation of professional training of future teachers of mathematics and computer science in the conditions of digitalization // Perspectives of Science and Education. – 2023. ‒ Vol. 64, Issue 4. – Pp. 90–107. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2023.4.6

11. Guerra-Antequera J., Antequera-Barroso J. A., Revuelta-Domínguez F. I. Degree of motivation and acquisition of visuospatial perception after the incorporation a video game in the learning of mathematical knowledge // Heliyon. – 2022. – Vol. 8, Issue 8. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022.e10316

12. Koparan T., Dinar H., Koparan E. T., Haldan Z. S. Integrating augmented reality into mathematics teaching and learning and examining its effectiveness // Thinking Skills and Creativity. – 2023. – No. 47. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2023.101245

13. Naftaliev E., Yerushalmy M. Guiding students’ learning with an interactive diagram: The case of equations // The Journal of Mathematical Behavior. – 2022. – No. 68. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jmathb.2022.101008

14. Smit R., Hess K., Taras A., Bachmann P., Dober H. The role of interactive dialogue in students’ learning of mathematical reasoning: A quantitative multi-method analysis of feedback episodes // Learning and Instruction. – 2023. – No. 86. DOI: https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2023.101777

15. Walshaw M. Teacher knowledge as fundamental to effective teaching practice // Journal of Mathematics Teacher Education. – 2012. – No. 15. – Pp. 181–185. DOI: https://doi.org/10.1007/S10857-012-9217-0

16. Weinhandl R., Mayerhofer M., Houghton T., Lavicza Z., Kleinferchner L. M., Anđić B., Eichmair M., Hohenwarte M. Enhancing user-centred educational design: Developing personas of mathematics school students // Heliyon. – 2024. – Vol. 10, Issue 2. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2024.e24173

Информация об авторе

Федотова Вера Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и информационных систем, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, Россия, vera1983@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1974-5809

Поступила: 28.02.2024; одобрена после рецензирования: 10.04.2024; принята к публикации: 30.04.2024.