Совершенствование организации квази-профессиональной деятельности магистров АФК как залог повышения профессиональной компетентности

УДК 37.013.32

DOI: 10.15293/1812-9463.2402.06

Горбунова Наталья Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, Ялта, Россия

Глобенко Римма Рифкатьевна

Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, Севастополь, Россия

Аннотация. Введение. В статье рассматривается проблема: каковы эффективные формы и методы работы по формированию профессиональной компетентности у магистров кафедры физической культуры по направлению подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиал) Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Целью исследования является обоснование важности организационно-методического совершенствования квази-профессионального сектора учебного процесса. Методология. Используя научные методы педагогического наблюдения, анкетирования, изучения продуктов педагогической деятельности и педагогических документов, авторы обосновывают роль инклюзивной компетентности как неотъемлемой части профессиональной компетентности магистров АФК, а также возможность ее оптимального совершенствования на квази-профессиональном этапе учебного процесса с использованием специальных педагогических технологий и методов, включающих проведение социокультурных инклюзивных мероприятий. Результаты. Выявлено, что магистры АФК обладают в целом достаточными и прочными теоретическими знаниями в области инклюзии. Вместе с тем магистры, осуществлявшие учебную деятельность в традиционных формах и в типовых организационно-методических условиях, продемонстрировали неустойчивые, слабые навыки в прикладной, практической деятельности, касающейся инклюзивной компетентности. Выводы. Основные резервы повышения инклюзивной компетентности магистров АФК лежат в квази-профессиональном секторе учебного процесса, и задача повышения уровня инклюзивной компетентности магистров АФК, а значит, и повышения их общего профессионального уровня может решаться активизацией и оптимизацией учебно-прикладной деятельности на квази-профессиональном этапе формирования инклюзивной компетентности.

Ключевые слова: профессиональная компетентность; инклюзивная компетентность; магистр АФК; учебный процесс; квази-профессиональная учебная деятельность; педагогические технологии; социокультурные инклюзивные мероприятия.

Для цитирования: Горбунова Н. В., Глобенко Р. Р. Совершенствование организации квази-профессиональной деятельности магистров АФК как залог повышения профессиональной компетентности // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 2 (74). – С. 60–69. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2402.06

Список источников

1. Адольф В. А., Бойко Т. Н, Степанова И. Ю. Об одном из подходов к обеспечению качества процесса профессиональной подготовки специалиста // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2008. – № 1. – С. 13–17.

2. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. – М., 2006. – 55 с.

3. Горбунова Н. В., Глобенко Р. Р. Сущность и структура профессиональной компетенции магистров адаптивной физической культуры // Образование и общество. – 2023. – № 6. – С. 84–92.

4. Глобенко Р. Р. Некоторые аспекты процесса формирования инклюзивной компетентности магистров кафедры физической культуры по направлению подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» в типовом учебном процессе // Педагогический журнал. – 2023. – № 9-1. – С. 462–471.

5. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. – М., 2004. – 92 с.

6. Богданова Е. В. Модель процесса формирования инклюзивной компетентности студентов в информационно-образовательной среде вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2018. – № 1 (29). – С. 107–113.

7. Боев О. В., Коростелева Е. Н., Чучалин А. И. Проектирование магистерских программ на основе планирования компетенций специалистов: учеб.-метод. пособие / под ред. А. И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 63 с.

8. Колпащиков О. Б., Баранников К. В., Куваева Д. В., Щипанова Д. Е. Инклюзивные социокультурные мероприятия в дополнительном образовании: метод. пособие / под ред. Д. В. Куваевой. – Екатеринбург, 2023. – 102 с.

9. Ивенских И. В. Психологическая готовность будущих педагогов начального образования к работе с младшими школьниками в условиях инклюзивного обучения: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Хабаровск, 2019. – 28 с.

10. Ивенских И. В., Сорокоумова С. Н., Суворова О. В. Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивной практики // Вестник Мининского университета. – 2018. – № 1 (22). – С. 12–31.

11. Малышева A. A., Невраева И. В. Компетенции молодых выпускников вузов, обеспечивающие конкурентноспособность на рынке труда [Электронный ресурс]. – URL: http://www.youwe.tom.ru/nauka-i-stati/stati-prosto-o-slozhnom/kompetencija-molodyh-vypustnikov-vuzov (дата обращения: 16.12.2023).

12. Матасов Ю. Т. На пути к разумной инклюзии: ЗА и ПРОТИВ // Коррекционно-педагогическое образование. – 2019. – № 1 (9). – С. 18–22.

13. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования: главы из книги [Электронный ресурс]. – М.: Перспектива, 2011. – URL: http://center-prof38.ru/sites/default/files/one_click/mitchel_tehnologii.pdf (дата обращения: 05.12.2023).

14. Показатели инклюзии: практическое пособие / науч. ред. Н. Борисова [Электронный ресурс]. – М.: Перспектива, 2013. – URL: https://perspektiva-inva.ru/userfiles/education/publication/pokazateli-incliuzii.pdf (дата обращения: 09.12.2023).

15. Экстрабилити: методика инклюзивного взаимодействия незрячих людей / К. В. Баранников, О. Б. Колпащиков, С. Т. Кохан и др. – Чита: Изд-во ЗабГУ, 2020. – 313 с.

Информация об авторах

Горбунова Наталья Владимировна – доктор педагогических наук, профессор, директор Гуманитарно-педагогической академии (филиал) Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, Ялта, Россия, https://orcid.org/0000-0001-5377-9466, natalya-gor2008@yandex.ru

Глобенко Римма Рифкатьевна – старший преподаватель кафедры физической культуры, Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, Севастополь, Россия, rimmag1976@mail.ru

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила: 03.03.2024; одобрена после рецензирования: 20.04.2024; принята к публикации: 30.04.2024.