УДК 371.14
DOI: 10.15293/1812-9463.2402.07
Панчугина Александра Дмитриевна
Информационно-методический центр, г. Верхняя Салда, Россия
Коротун Анна Валериановна
Уральский государственный педагогический университет,
г. Екатеринбург, Россия
Кругликова Галина Александровна
Уральский государственный педагогический университет,
г. Екатеринбург, Россия
Аннотация. Введение. В статье рассматривается проблема совершенствования профессионального развития педагогических работников в условиях их вовлечения в непрерывное образование, в том числе посредством включения в формальное и неформальное повышение квалификации. На основе выявленных противоречий определена проблема исследования: как персонализировать профессиональное развитие педагогов (в том числе молодых педагогов) в формальном и неформальном повышении квалификации? Цель исследования – опытным путем проверить эффективность программы персонализированного профессионального развития педагогов в формальном и неформальном повышении квалификации. Методология. Опытно-поисковая работа реализована на базе МБУ «Информационно-методический центр» г. Верхняя Салда Свердловской области в 2021–2023 гг. Целевая аудитория исследования – молодые педагогические работники. Результаты. Апробация программы в 2022/23 учебном году (по сравнению с программой 2021/22 учебного года) по персонализированному образованию молодых педагогов общеобразовательных организаций прошла успешно, отмечается повышение компетентностей молодых педагогов в области профессиональной деятельности в сравнении с результатами первичной диагностики. Выводы. Авторы отмечают, что процесс персонализации профессионального развития педагогов в формальном и неформальном повышении квалификации эффективен при разработанной программе в аспекте непрерывного профессионального персонализированного образования педагогов общеобразовательных учреждений на основе интеграции системно-деятельностного, личностно ориентированного и средового подходов.
Ключевые слова: непрерывное образование; педагог; профессиональное развитие; персонализация; повышение квалификации; формальное повышение квалификации; неформальное повышение квалификации.
Для цитирования: Панчугина А. Д., Коротун А. В., Кругликова Г. А. Персонализация профессионального развития педагогов в формальном и неформальном повышении квалификации // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 2 (74). –
С. 70–86. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2402.07
Список источников
1. Агапова С. А. Педагогическое проектирование профессионального развития учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2000. – 31 с.
2. Акимова Л. Н. Персонализация обучения в условиях цифровизации образования // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. – 2023. – № 3 (41). – С. 16–22.
3. Асмолов А. Г. Персонализация образования и антропология будущего // Народное образование. – 2021. – № 3 (1486). – С. 75–82.
4. Бондалетов В. В., Бондалетов Е. В. Становление и развитие наставничества как формы корпоративного обучения персонала в России и за рубежом // Материалы Афанасьевских чтений. – 2019. – № 3 (28). – С. 23–39.
5. Бурдакова О. П. Акмеологический подход к управлению профессиональным развитием педагогического коллектива экспериментальной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2004. – 22 c.
6. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург, 2006. – 135 с.
7. Гуща Н. В. Профессиональное развитие педагога в структуре системы обеспечения непрерывности педагогических инноваций: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Казань, 2001. – 21 c.
8. Дельцова И. А. Психолого-педагогические условия реализации персонализированной модели обучения в вузе // Ноосферные исследования. – 2020. – Вып. 4. – С. 50–54.
9. Дубова А. А. Сложности в организации самообразования педагогов // Вестник науки. – 2022. – № 12 (57). – С. 133‒137.
10. Ильясов Д. Ф. Особенности повышения квалификации педагогов в учреждениях дополнительного профессионально-педагогического образования // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 1. – С. 64–69.
11. Киричук Н. А. Интерактивные методы в неформальном образовании взрослых как инструмент развития межпоколенных коммуникативных практик // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 02–04 декабря 2020 г.): в 3 ч. Ч. 3 / под ред. Е. Е. Тихомировой. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. – С. 136–137.
12. Кичерова М. Н., Ефимова Г. З., Семенов М. Ю. Неформальное образование как ресурсный потенциал развития человеческого капитала (на примере Тюменской области) // Социологические исследования. – 2021. – № 1. – С. 98–109.
13. Кондратенко Б. А. Методика персонализации профессионального обучения на основе использования «Персонального Электронного учебного Места». – 3-е изд., перераб. и доп. – Калининград: МЭСИ, 2015. – 15 с.
14. Корнева В. В. Самообразование педагогов средней и высшей школы в современных условиях: обзор проблем и перспектив // Вопросы педагогики. – 2021. – № 3-2. – С. 130‒134.
15. Ленкова А. А., Петрова О. В. Диагностика профессиональных затруднений и потребностей педагога как основание проектирования персонифицированной программы повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2012. – № 4 (13). – С. 92–100.
16. Маркова С. М., Гладкова М. Н., Юртаева Т. С. и др. Модульное содержание педагогической подготовки педагогов профессионального обучения: монография. – Нижний Новгород: Мининский университет, 2014. – 132 с.
17. Самсонова Н. В., Кондратенко Б. А. Индивидуализация и персонализация профессионального образования в вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2013. – № 4 (26). – С. 42–48.
18. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. – М.: Академия, 2011. – 608 с.
19. Соловьева Ю. А., Нагрелли Е. А. Персонализация профессионального развития педагогов в формальном и неформальном повышении квалификации // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – Т. 1, № 2 (49). – С. 20–28.
20. Шагиева Р. В., Кайбияйнен А. А. Индивидуализация и персонализация как тренды развития высшего и дополнительного профессионального образования // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. – 2023. – № 4 (71). – С. 39–48.
21. Шахматова О. Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития педагогов профессиональной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2000. – 22 c.
Информация об авторах
Панчугина Александра Дмитриевна – заместитель директора, Информационно-методический центр, г. Верхняя Салда, Россия, s_avdeeva19@mail.ru
Коротун Анна Валериановна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики, директор Института общественных наук, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, https://orcid.org/0000-0002-5719-2774, korotun83@bk.ru
Кругликова Галина Александровна – кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории России, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, https://orcid.org/0000-0002-5133-6116, kruglickova.galina@yandex.ru
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила: 18.03.2024; одобрена после рецензирования: 20.04.2024; принята к публикации: 30.04.2024.