Перспективы функционирования технопарка универсальных педагогических компетенций в реализации образовательных проектов на примере изучения темы «Энергетический обмен в клетке»

УДК 372.016:58

DOI: 10.15293/1812-9463.2402.08

Пирогова Анна Сергеевна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

Арбузова Елена Николаевна

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского,
г. Омск, Россия

Яковлева Мария Дмитриевна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

Лошенко Виталина Игоревна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

Макеев Александр Александрович

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

Сахаров Андрей Валентинович

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

Аннотация. Введение. В статье обсуждаются вопросы изучения в школе и вузе одной из наиболее сложных тем биологии. Целью работы является установление причин низкого уровня усвоения учебного материала, посвященного теме «Энергетический обмен». Методология. Представлен анализ содержательной части школьных учебников биологии, в котором рассматривается научная составляющая, реализация принципов единства теории и практики, доступности и наглядности, систематичности и последовательности изложения материала, посвященного изучению энергетического обмена. Результаты. Результаты исследования показали, что одна из причин сложности усвоения темы «Энергетический обмен» может лежать не в предметной области, а в специфике методики преподавания биологии в общеобразовательных организациях. В условиях педагогического эксперимента получены результаты, которые позволяют предложить методику изучения темы «Энергетический обмен», разработанную преподавателями педагогического университета. Выводы. С позиции преподавания биологических дисциплин в системе «школа – вуз» представлена разработка учебно-методического сопровождения образовательной деятельности общеобразовательных организаций, которое должно основываться на применении иммерсивных технологий дополненной, смешанной и виртуальной реальности, а также на использовании возможностей технопарка универсальных педагогических компетенций.

Ключевые слова: биология; избранные темы; цитология; энергетический обмен; методика обучения биологии; система «школа – вуз»; технопарк; биологическое образование.

Для цитирования: Пирогова А. С., Арбузова Е. Н., Яковлева М. Д., Лошенко В. И., Макеев А. А., Сахаров А. В. Перспективы функционирования технопарка универсальных педагогических компетенций в реализации образовательных проектов на примере изучения темы «Энергетический обмен в клетке» // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 2 (74). – С. 87–101. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2402.08

Финансирование. Работа выполнена в рамках проведения прикладного научного исследования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» по теме «Проектирование функциональной модели интеграции в системе “школа – вуз” на основе применения ресурсов Технопарка в реализации современного биологического образования» по государственному заданию Минпросвещения РФ на 2024 г. № 073-03-2024-052 от 18.01.2024.

Список источников

1. Арбузова Е. Н., Лошенко В. И., Опарин Р. В., Сахаров А. В. Методика обучения биологии. Для подготовки кадров высшей квалификации: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2023. – 201 с.

2. Арбузова Е. Н., Яскина О. А. Современные и перспективные технологии обучения биологии в школе и в вузе. – М.: Флинта, 2022. – 207 с.

3. Бабкин Р. И., Арбузова Е. Н. Модель взаимодействия средней школы и технопарка педагогического вуза в реализации современного биологического образования // Биологическое образование: традиции и инновации: материалы I Всероссийской научно-практической конференции (Челябинск, 11–13 октября 2022 г.) / под научной редакцией Н. В. Ефимовой, М. В. Семеновой. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2022. – С. 21–26.

4. Грицай Н. Б. Методическая подготовка будущих учителей биологии в странах Центральной и Южной Европы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2015. – № 3 (22). – С. 51–56.

5. Казакова Н. О., Давлетова Ч. С., Жолдошбек К. А. Роль учебника биологии в школе в формировании ключевых компетентностей // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. – 2023. – № 1. – С. 173–177.

6. Сараева Д. В., Арбузова Е. Н. Формирование естественно-научной грамотности в биологическом образовании с помощью иммерсивных образовательных технологий // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. – 2022. – № 1-4 (62). – С. 54–57.

7. Сараева Д. В., Лошенко В. И., Сахаров А. В., Кандалинцева Н. В. Сопровождение учителей естественно-научного цикла в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся общеобразовательной школы: методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2021. – 99 с.

8. Сахаров А. В., Мишутина О. В., Арбузова Е. Н., Лошенко В. И. Технопарк как ресурсный центр интерактивного сотрудничества школы и педвуза в реализации современного биологического образования на интегративной основе // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: вызовы времени и перспективы развития: материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора В. И. Матвеева (г. Самара, 9–10 февраля 2024 г.) / отв. ред. А. А. Семенов. – Самара: Изд. СГСПУ, 2024. – С. 35–39.

9. Суматохин С. В. Биология в обновленном ФГОС основного общего образования // Биология в школе. – 2021. – № 7. – С. 9–14.

10. Хайбулина К. В. Реализация обновленных ФГОС ООО в работе учителя биологии // Биология в школе. – 2023. – № 1. – С. 18–27.

11. Abdulrahaman M. D., Faruk N., Oloyede A. A., Surajudeen-Bakinde N. T., Olawoyin L. A., Mejabi O. V., Imam-Fulani Y. O., Fahm A. O., Azeez A. L. Multimedia tools in the teaching and learning processes: A systematic review // Heliyon. – 2020. – Vol. 6, Issue 11. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e05312

12. Coley J. D., Arenson M., Xu Y., Tanner K. D. Intuitive biological thought: Developmental changes and effects of biology education in late adolescence // Cognitive Psychology. – 2017. – Vol. 92. – Pp. 1–21. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cogpsych.2016.11.001

13. Murniza M., Halimah B. Z., Azlina A. Virtual Biology Laboratory (VLab-Bio): Scenario-Based Learning Approach // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 69. – Pp. 162–168. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.11.395

14. Suciu A., Buruiană A., Repanovici A., Cotoros D., Bou S. F. Pedagogical Methods for Teaching the Use of Prototyping by 3D Printers // Procedia Manufacturing. – 2019. – Vol. 32. – Pp. 356–359. DOI: https://doi.org/10.1016/j.promfg.2019.02.225

15. Sumatokhin S. V., Kalinova G. S. Biology Studies in Russian Schools // Journal of Subject Didactics. – 2016. – Vol. 1, Issue 2. – Pp. 127–132. DOI: https://doi.org//10.5281/zenodo.438179

16. Vorontsov A., Vorontsova E. Current Trends in Russian Scientific and Educational Development in the Context of Worldwide Globalization // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 214. – Pp. 1156–1164. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.733

Информация об авторах

Пирогова Анна Сергеевна – учитель биологии, Средняя общеобразовательная школа № 43; аспирант кафедры биологии и экологии, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0009-0002-8441-881X, a_s_pirogova@mail.ru

Арбузова Елена Николаевна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры адаптивной и физической культуры, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия, http://orcid.org/0000-0002-6060-3896, arbuzova-elena@mail.ru

Яковлева Мария Дмитриевна – младший научный сотрудник кафедры биологии и экологии, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0009-0005-5884-2061, mashayakovleva312001@
gmail.com

Лошенко Виталина Игоревна – кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и экологии, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0001-7137-2424, vitalina_loshenk@mail.ru

Макеев Александр Александрович – кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и экологии, проректор по учебной работе, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0009-0009-1636-1859, prorector_educat@nspu.ru

Сахаров Андрей Валентинович – доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой биологии и экологии, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-5076-2113, asakharov142@yandex.ru

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила: 26.03.2024; одобрена после рецензирования: 20.04.2024; принята к публикации: 30.04.2024.