Образовательная среда вуза как фактор оптимизации обучения иностранному языку

УДК 372.881.1

DOI: 10.15293/1812-9463.2402.09

Галушкин Алексей Валерьевич

Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ, г. Москва, Россия

Аннотация. Введение. Статья посвящена проблеме организации образовательной среды вуза с учетом факторов, оказывающих влияние на успешность освоения курса иностранного языка. Целью исследования является определение и обоснование влияния факторов образовательной среды, совокупность которых способствует успешному овладению курсом иностранного языка в вузе. Методология. Методологической основой исследования выбраны методы исторического и сравнительного анализа существующих публикаций по методике, педагогике и психологии преподавания иностранных языков, а также компаративистская интерпретация их отдельных положений. Результаты. Выделены элементы образовательной среды вуза, которые не только способствуют повышению академической успеваемости студентов, но и оказывают непосредственное влияние на успешность овладения курсом иностранного языка, а также на формирование личностных качеств обучающихся. Выводы. Образовательная среда вуза является сложной, организованной структурой, совокупность элементов которой оказывает положительное влияние на успешность образовательного процесса в целом и процесса обучения иностранному языку в частности.

Ключевые слова: образовательная среда; развитие языковых навыков; оптимизация овладения; благоприятная психологическая атмосфера; совокупность факторов оптимизации.

Для цитирования: Галушкин А. В. Образовательная среда вуза как фактор оптимизации обучения иностранному языку // Вестник педагогических инноваций. –
2024. – № 2 (74). – С. 102–110. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2402.09

Список источников

1. Андреева И. В. Иностранный язык как образовательный инструмент современной реальности // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2013. – № 4. – С. 3–11.

2. Будникова А. С. Обучение студентов иностранному языку по индивидуальной образовательной траектории (английский язык, языковой вуз): дис. … канд. пед. наук. – Тамбов, 2021. – 156 с.

3. Вербицкая Т. И. К вопросу о роли преподавателя в повышении качества обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах вуза // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. – 2008. – № 2. – С. 18–26.

4. Гарабажий В. А. Морально-психологический климат как элемент организационной культуры высшего учебного заведения // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – С. 14–21.

5. Данилова Е. В. Преимущества изучения и совершенствования иностранного языка в группах по языковому обмену // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. – 2018. – № 2. – С. 18–20.

6. Дорогайкина Е. М. Роль дисциплины «Иностранный язык» в современном техническом вузе для студентов различных культур // Решетневские чтения. – 2015. – Т. 2. – С. 474–476.

7. Журавлева С. В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 3. – С. 48–56.

8. Зайцева С. Е. Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей // Научный аспект. – 2013. – № 2-1. – С. 104–113.

9. Евстифеев А. В. Исторические аспекты реализации средового подхода в педагогической науке // Вестник Военного университета. – 2010. – № 3 (23). – С. 31–34.

10. Ефимова Е. В. Создание комфортного психологического климата на занятиях по иностранному языку в вузе // Мир науки, культуры, образования. – 2023. – № 6 (103). – С. 210–212.

11. Кайль Ю. А., Северина В. Ф. Иностранный язык как средство совершенствования профессиональных знаний специалиста // Мир науки. – 2017. – Т. 5, № 5. – С. 15.

12. Миньяр-Белоручева А. П. Теоретические основы изучения языка исторической науки (на материале современного английского языка): дис. … д-ра филол. наук. – М., 2001. – 343 с.

13. Ташкинов А. А. Инновационная инфраструктура университета // Высшее образование в России. – 2010. – № 5. – С. 76–81.

14. Трубина З. И. Некоторые аспекты развития творческого мышления в процессе обучения иностранному языку // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2016. – № 4. – С. 155–174.

15. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя. – М.: Владос, 2005. – 383 с.

Информация об авторе

Галушкин Алексей Валерьевич – кандидат психологических наук, доцент кафедры английского языка, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва, Россия, https://orcid.org/0009-0005-6946-0982, galushkin-av@ranepa.ru

Поступила: 10.03.2024; одобрена после рецензирования: 20.04.2024; принята к публикации: 30.04.2024.