Научная статья
УДК 378.016
DOI: 10.15293/1812-9463.2403.02
Шитякова Наталья Павловна
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Россия
Верховых Ирина Валерьевна
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Россия
Забродина Инга Викторовна
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Россия
Гольцева Юлия Валерьевна
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Россия
Аннотация. Введение. Статья посвящена проблеме использования ценностно-смыслового подхода в процессе подготовки будущих педагогов к реализации основных направлений Федеральной рабочей программы воспитания. Цель исследования – анализ степени понимания будущими учителями начальных классов сущности воспитания как процесса ценностно-смыслового взаимодействия с детьми, выявление их знаний о методах и формах такого взаимодействия и определение необходимых корректив содержания педагогического образования. Методология. Для достижения цели исследования выбраны следующие методы: ранжирование, анкетирование, метод незаконченных предложений, которые позволили оценить готовность студентов факультета подготовки учителей начальных классов к реализации основных направлений Федеральной рабочей программы воспитания. Результаты. Личными ценностными ориентирами будущих педагогов являются семья и семейные традиции, забота и помощь, жизнь и смысл жизни; ценностными ориентирами для обучающихся выбраны забота и помощь, патриотизм, семейные ценности. Сущность процесса воспитания будущие педагоги видят в создании условий для развития личности, а не в организации ценностно-смыслового взаимодействия с учениками. Большинство будущих педагогов осознают цели и задачи Федеральной рабочей программы воспитания, но не владеют способами организации воспитательного процесса в школе. Выводы. В статье сделан вывод о необходимости осуществления подготовки будущих педагогов к реализации основных направлений Федеральной рабочей программы воспитания на основе ценностно-смыслового подхода и представлены рекомендации по его внедрению в образовательную практику вуза.
Ключевые слова: воспитание; ценностно-смысловой подход; ценностно-смысловое взаимодействие; смыслообразование; подготовка студентов; Федеральная рабочая программа воспитания; духовно-нравственные ценности.
Для цитирования: Шитякова Н. П., Верховых И. В., Забродина И. В., Гольцева Ю. В. Ценностно-смысловой подход в подготовке будущих педагогов к реализации основных направлений Федеральной рабочей программы воспитания // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 3 (75). – С. 16–26. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2403.02
Список источников
1. Elton-Chalcraft S., Lander V., Revell L., Warner D., Whitworth L. To promote, or not to promote fundamental British values? Teachers’ standards, diversity and teacher education // British Educational Research Journal. – 2017. – Vol. 43, Issue 1. – Pp. 29–48. DOI: https://doi.org/10.1002/berj.3253
2. Анисимова Н. П., Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. Ценностно-смысловая основа педагогической деятельности: сравнительный анализ отношения педагогов и учащихся педагогических классов // Психологическая наука и образование. – 2022. – Т. 27, № 1. – С. 37–51. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270104
3. Белякова Е. Г. Реализация идей ценностно-смыслового подхода в практике образовательного процесса // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2008. – № 5. – С. 42–51.
4. Гукаленко О. В. Формирование готовности педагогов к организации ценностно-ориентированной внеурочной воспитательной деятельности: методологические подходы и образовательная практика // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2023. – Т. 1, № 5 (95). – С. 22–42. DOI: https://doi.org/10.24412/2224-0772-2023-95-22-42
5. Забродина И. В., Шитякова Н. П., Верховых И. В. Ценностно-смысловой подход к формированию гражданской идентичности и национального самосознания // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2023. – № 5 (177). – С. 108–128. – DOI: https://doi.org/10.25588/CSPU.2023.177.5.006
6. Ильина Н. Ф., Логинова Н. Ф. Исследование становления психолого-педагогической компетентности молодых педагогов // Вопросы образования. 2019. – № 4. – С. 202–230. – DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-4-202-230
7. Комолова Л. А. Ценностно-смысловая сфера личности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов // Вестник Московской международной академии. – 2024. – № 1. – С. 91–94.
8. Милованова Н. Г., Пчелинцева И. Г., Чумакова А. В. Ценностно-смысловой подход в профессиональном образовании // Педагогический журнал. – 2017. – Т. 7, № 6А. – С. 194–201.
9. Михальцова Л. Ф. Концепция формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования // Образование и саморазвитие. – 2011. – № 5 (27). – С. 3–11.
10. Потанина Л. Т., Склярова Т. В. Развитие ценностно-нравственных представлений у учащихся в системе школьного образования // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 3 (39). – С. 255–265. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.3.19
11. Рябцев В. К., Слободчиков В. И. Педагогические условия и механизмы формирования ценностно-смысловых ориентаций детей в образовательной организации // Психолого-педагогические исследования. – 2022. – Т. 14, № 3. – С. 113–130. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140307
12. Савченков А. В., Уварина Н. В. Определение содержания мотивационно-ценностного компонента готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11, №2. – С. 55–79. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2102.03
13. Сорокоумова Е. А., Фадеев Д. С., Борисова С. Л. Понимание метафоры как способ внешней репрезентации смыслов ценностных ориентаций личности // Психологическая наука и образование. – 2021. – Т. 26, № 4. – С. 104–114. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260409
14. Федоров А. М., Федорова Е. Н. Ценностно-смысловой подход к подготовке будущего учителя // Педагогика. – 2008. – № 3. – С. 60–63.
15. Чукаев О. В. Ценностно-смысловой компонент профессионального мышления будущего учителя и проблема его развития в процессе изучения педагогики // Гуманитарные ведомости Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. – 2014. – № 1 (9). – С. 83–88.
16. Шитякова Н. П., Верховых И. В., Забродина И. В. Применение ценностно-смыслового подхода к воспитанию школьников // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2024. – № 1 (179). – С. 158–175. DOI: https://doi.org/10.25588/CSPU.2024.179.1.008
Информация об авторах
Шитякова Наталья Павловна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-1015-5896, shtyakovanp@cspu.ru
Верховых Ирина Валерьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия, https://orcid.org/0000-0003-4799-9985, verhovikhiv@cspu.ru
Забродина Инга Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия, https://orcid.org/0000-003-0885-9461, zabrodinaiv@cspu.ru
Гольцева Юлия Валерьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-2165-5896, golcevauv@cspu.ru
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.