Персонализированное сопровождение участников образовательного пространства при реализации ресурсной модели помощи семье ребенка раннего возраста

Научная статья

УДК

DOI: 10.15293/1812-9463.2403.04

 

Югова Олеся Вячеславовна

Московский педагогический государственный университет;
Институт коррекционной педагогики, г. Москва, Россия

 

АннотацияВведение. Целью исследования является теоретико-методологическое обоснование, разработка и внедрение ресурсной модели ранней помощи семье ребенка с нарушениями развития в системе образования. Методология. В статье представлены результаты многолетнего эмпирического изучения семей, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями развития, описан авторский ресурсный подход к их психолого-педагогическому сопровождению. Подчеркнута важность персонализированного подхода при взаимодействии всех участников образовательного пространства (специалистов сопровождения, детей и их родителей) в триаде. Результаты. Обозначено ресурсное поле семьи, включающее внутренние и внешние ресурсы. Представлена ресурсная модель ранней помощи ребенку с нарушениями развития и его семье. Разработаны и апробированы вариативные стратегии такой модели в зависимости от запроса и ресурсных возможностей родителей: патронажная, сопроводительная, консультативная. Перечислены мероприятия и направления деятельности, которые входят в процесс персонализированного сопровождения. Выводы. Подчеркнута важность подготовки и повышения квалификации кадров для осуществления ранней помощи, связанные с профессиональными теоретическими и практическими дефицитами.

Ключевые слова: ранняя помощь; персонализация; ресурсный подход; ресурсное поле семьи; семейные ресурсы; психолого-педагогическое сопровождение; дети с нарушениями развития.

Для цитирования: Югова О. В. Персонализированное сопровождение участников образовательного пространства при реализации ресурсной модели помощи семье ребенка раннего возраста // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 3 (75). –
С. 39–49. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2403.04

 

Список источников

1. Алмазова А. А., Туманова Т. В., Филичева Т. Б., Васильева Д. Е., Туманов К. И. Состояние готовности педагогов к овладению персонализированными стратегиями обучения детей с особыми образовательными потребностями // Специальное образование. – 2023. – № 4 (72). – С. 81–94.

2. Кузьмичева Т. В. Ресурсные возможности индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями: конструктивное взаимодействие педагогов // Специальное образование XXI века: материалы международного научного форума (Санкт-Петербург, 21 апреля 2021 г.). – СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2021. – С. 145–149.

3. Лазуренко С. Б., Соловьева Т. А., Терлецкая Р. Н., Конова С. Р. Проблемы здоровьесбережения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Российской Федерации // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 1 (102). – С. 127–143.

4. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. – М.: Просвещение, 2008. – 239 с.

5. Марущак Е. Б., Игнатенко О. Е. Ранняя помощь детям, имеющим ограничения жизнедеятельности, и их семьям. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2024. – 86 с.

6. Марущак Е. Б., Игнатенко О. Е. Родительский онлайн-университет как эффективная форма психолого-педагогического консультирования и просвещения // Вестник педагогических инноваций. – 2023. – № 1 (69). – С. 85–93.

7. Персонализированное образовательное пространство как ресурс реализации стратегий инклюзивного образования: учебно-методическое пособие / под ред. Н. А. Подымова. – М.: Изд-во МПГУ, 2023. – 154 с.

8. Приходько О. Г., Югова О. В. Полифункциональное психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка раннего возраста с нарушениями развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2022. – № 204. – С. 140–149.

9. Программа просвещения родителей (законных представителей) детей в возрасте от 2-х месяцев до 3-х лет (с элементами дистанционной поддержки): учебно-методическое пособие / под ред. Л. Н. Грызловой, О. В. Юговой. – М.: УМЦ «Добрый мир», 2023. – 92 с.

10. Разенкова Ю. А. Методологические основы современных отечественных исследований в области ранней помощи  семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Раннее детство: психологическая абилитация и профилактика нарушений психического развития: коллективная монография / отв. ред. М. В. Иванов. – М.: Московский институт психоанализа, 2023. – С. 73–81.

11. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям / под ред. О. Г. Приходько, И. Ю. Левченко. – М.: Парадигма, 2018. – 378 с.

12. Стребелева Е. А., Мишина Г. А. Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 184 с.

13. Ткачева В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование: учебно-методическое пособие. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 160 с.

14. Югова О. В. Изучение опыта работы и совершенствование профессиональных компетенций специалистов ранней помощи ребенку с нарушениями развития и его семье // Специальное образование. – 2022. – № 2 (66). – С. 195–208.

15. Югова О. В. Ресурсные возможности семьи ребенка с нарушениями развития как предмет изучения в практике психолого-педагогического консультирования // Вестник педагогических инноваций. – 2022. – № 2 (66). – С. 78–85.

 

Информация об авторе

Югова Олеся Вячеславовна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий Молодежной лабораторией инновационных технологий в персонализированном образовании, Московский педагогический государственный университет; старший научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи, Институт коррекционной педагогики, г. Москва, Россия, https://orcid.org/0000-0002-0379-3347, kor.ped@inbox.ru