Лексические средства иерархизации ценностных представлений о русской культуре у китайских студентов (по материалам учебников «Русский язык для вузов» серии «Восток»)

Научная статья

УДК 372.016:811.161.1*40+811.161.1’373+81

DOI: 10.15293/1812-9463.2403.09

 

Бокарева Юлия Михайловна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

Новоселова Ольга Аркадьевна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

 

АннотацияВведение. В статье анализируются материалы учебников, изданных в Китайской Народной Республике и адресованных студентам, изучающим русский язык в вузе. В процессе анализа рассматривались контексты, посвященные реалиям русской культуры и содержащие оценочную лексику. Цель исследования – представить лексические средства, которые используют авторы учебников для формирования иерархии ценностных представлений о русской культуре у китайских студентов, изучающих русский язык. Методология. Работа выполнена в лингвокультурологическом и лингвоаксиологическом аспектах, с учетом современных исследований этноориентированной методики преподавания русского языка как иностранного. Результаты. Проведенный анализ показал, что одним из основных средств создания представлений о русской культуре у студентов КНР, изучающих русский как иностранный, является оценочная лексика, которая используется для формирования ценностной картины мира, иерархически выстроенной и детерминированной представлениями, существующими в китайской культуре. Выводы. Слова, содержащие оценку, позволяют задать иерархию в соответствии с отражаемой в них оценочной шкалой.

Ключевые слова: ценностные представления; ценностная картина мира; система ценностей; иерархия ценностей; реалии русской культуры; оценочная лексика; русский как иностранный.

Для цитирования: Бокарева Ю. М., Новоселова О. А. Лексические средства иерархизации ценностных представлений о русской культуре у китайских студентов (по материалам учебников «Русский язык для вузов» серии «Восток») // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 3 (75). – С. 104–112. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2403.09

ФинансированиеИсследование выполнено в рамках проекта «Совершенствование модели организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в системе образования Китайской Народной Республики: прикладное исследование», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках государственного задания № 073-03-2024-052 от 18.01.2024.

 

Список источников

1. Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи: cборник научных трудов / под ред. В. И. Карасика. – Волгоград: Парадигма, 2005. – 310 с.

2. Арутюнова Н. Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики. – М.: Наука, 1984. – С. 5–23.

3. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М.: Наука, 1988. – 341 с.

4. Балыхина Т. М. От методики к этнометодике. Обучение китайцев русскому языку: проблемы и пути их преодоления. – М.: Изд-во РУДН, 2010. – 344 с.

5. Бокарева Ю. М., Новоселова О. А. Культуроведческие знания о России китайских студентов-филологов, изучающих русский язык (по результатам диагностического анкетирования) // Педагогика и просвещение. – 2023. – № 4. – С. 79–97. DOI: https://doi.org/10.7256/2454-0676.2023.4.69039

6. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного: учебное пособие для студентов филологических специальностей и преподавателей русского языка и литературы иностранцам. – М.: Изд-во МГУ, 1973. – 232 с.

7. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. – М.: Наука, 1985. – 228 с.

8. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – М.: Гнозис, 2004. – 390 с.

9. Лю Сумэй. Русский язык в вузах (2). Пекин: Изд-во преподавания и исследования иностранных языков, 2010. – 424 c.

10. Маркелова Т. В. Семантика оценки и средства ее выражения в русском языке: учебное пособие по спецкурсу. – М.: Изд-во МПУ, 1993. – 125 с.

11. Московкин Л. В., Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: прошлое, настоящее и будущее // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ. – СПб., 2015. – С. 734–739.

12. Новикова А. К. Преподавание русского языка в Китае: этнометодические и этнокультурные особенности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. – 2011. – № 1. – С. 68–75.

13. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. – URL: https://www.slovari.ru/ (дата обращения: 23.03.2024).

14. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. – URL: https://www.slovari.ru/ (дата обращения: 23.03.2024).

15. Прохоров Ю. Е. Лингвострановедение. Культуроведение. Страноведение: теория и практика обучения русскому языку как иностранному. – М.: ИРЯП, 1998. – 108 с.

16. Словарь русского языка: в 4 т. [Электронный ресурс] / под ред. А. П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1981–1984. – URL: https://www.slovari.ru/ (дата обращения: 23.03.2024).

17. Сорокина Н. В. Стереотип, ценность и норма в этнокультурном аспекте: проблема соотнесения понятий // Система ценностей современного общества. – 2012. – № 23. – С. 149–153.

18. Трипольская Т. А. Эмотивно-оценочная лексика в антропоцентрическом аспекте: дис. … д-ра филол. наук. СПб., 1999. – 437 с.

19. Хуан Мэй. Русский язык в вузах (3). Пекин: Изд-во преподавания и исследования иностранных языков, 2010. – 445 c.

20. Чжан Чаои. Русский язык в вузах (4). Пекин: Изд-во преподавания и исследования иностранных языков, 2011. – 280 c.

21. Ши Тецян, Чжан Цзиньлань. Русский язык в вузах (1). Пекин: Изд-во преподавания и исследования иностранных языков, 2008. – 349 c.

 

Информация об авторах

Бокарева Юлия Михайловна – кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка и методики его преподавания, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0009-0008-5086-2094, yuliaihail@mail.ru

Новоселова Ольга Аркадьевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка и методики его преподавания, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0009-0005-1146-5481, novoselova.olya2011@yandex.ru

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.