Научная статья
УДК 378
DOI: 10.15293/1812-9463.2404.10
Рюмина Татьяна Владимировна
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия
Истюфеева Жанна Николаевна
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия
Созонов Владислав Сергеевич
Высшая школа экономики, г. Москва, Россия
Аннотация. Введение. Одним из современных трендов образования является технология геймификации, а также опора на формирование «мягких навыков» (soft skills). В статье представлен теоретический анализ научных публикаций, описан практический опыт развития навыков профессионального общения у студентов педагогического профиля. Сформулирована проблема исследования: поиск таких технологий развития навыков профессионального общения будущих/действующих педагогов, которые ориентированы на развитие профессиональной (педагогической) субъектности, актуализацию личностного потенциала, увеличение эмоциональной вовлеченности в образовательный процесс. Целью данной работы является анализ возможности синтеза инновационного метода геймификации с процессом развития навыков профессионального общения студентов педагогических специальностей в рамках образовательной программы высшего образования. Методология. Поставленная цель была достигнута с помощью методов анализа научных литературных источников, теоретического моделирования, а также метода анкетирования и описания педагогического опыта. Результаты. В результате исследования удалось подтвердить актуальность и обнаружить возможности использования технологии геймификации в развитии навыков профессионального общения студентов (магистрантов) в рамках реализации учебной дисциплины «Педагогическая психология». Выводы. Инновационная составляющая технологии геймификации для развития навыков профессионального общения достигается через проектирование содержания тренинговой деятельности преподавателя в рамках образовательного процесса. На сегодняшний день не существует единой методологической основы использования рассматриваемой технологии для развития навыков педагогического общения. В данной статье делается попытка обоснования успешности внедрения технологии геймификации в образовательное поле студентов педагогических направлений подготовки.
Ключевые слова: геймификация; профессиональное общение; коммуникация; формирование навыков; тренинг.
Для цитирования: Рюмина Т. В., Истюфеева Ж. Н., Созонов В. С. Развитие навыков профессионального общения студентов педагогического университета посредством технологии геймификации // Вестник педагогических инноваций. – 2024. –
№ 4 (76). – С. 142–153. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2404.10
текст
Список источников
1. Асташова Н. А., Бондырева С. К., Попова О. С. Ресурсы геймификации в образовании: теоретический подход // Образование и наука. – 2023. – Т. 25, № 1. – С. 11–45.
2. Богданова Е. В., Кудашов Г. Н., Арманская О. В., Ильин А. С. Геймификация педагогической деятельности: методики и инструментарий [Электронный ресурс]: электронное учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2021. – 1 CD-R. – Доступна электронная версия. ЭБС НГПУ. Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/91199/read.php
3. Венидиктов С. В. Психолого-коммуникативная игра как методический ресурс развития языковой компетентности // Правоохранительные органы: теория и практика. – 2021. – № 1 (40). – С. 160–161.
4. Гребнев Д. В., Рыбальченко Р. С., Малаховская М. В. «Геймеры» как неиспользованный ресурс в институциональной системе // Урбанистическое пространство: проблемы развития и междисциплинарного исследования: материалы Первой российской конференция студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых (Томск, 24 апреля 2014 г.). – Томск: Изд-во ТАСУ, 2014. – С. 45–47.
5. Как работать играючи, или Введение в геймификацию [Электронный ресурс]. – URL: https://habr.com/ru/articles/289122/ (дата обращения: 07.07.2024).
6. Киреева О. Ф., Шарков Ф. И. Новые цифровые технологии в профессиональной коммуникации [Электронный ресурс] // Коммуникология: электронный научный журнал. – 2021. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-tsifrovye-tehnologii-v-professionalnoy-kommunikatsii (дата обращения: 07.07.2024).
7. Кривошапкина А. Г. Подготовка студентов медицинского вуза к профессиональному общению на иностранном языке посредством коммуникативных игр // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2020. – № 3. – С. 39–42.
8. Мыскин С. В. Структура и содержание профессионального общения // Вопросы психолингвистики. – 2020. – № 1 (43). – С. 54–63.
9. Новицкая Е. Н., Таллер В. М. О необходимости развития soft skills как фактора обеспечения конкурентоспособности специалиста // Современное культурно-образовательное пространство гуманитарных и социальных наук: материалы VIII Международной научной конференции (Саратов, 08 апреля 2020 г.) / под общ. ред. Ю. Ю. Андреевой, И. Э. Рахимбаевой. – Саратов: Саратовский источник, 2020. – С. 225–237.
10. Рыбальченко Ю. С. Деловые игры как средство формирования коммуникативной компетенции студентов // The Newman in Foreign Policy. – 2023. – Т. 5, № 74 (118). – С. 21–24.
11. Харченко Е. В., Тарануха Л. В. Профессиональное общение и речевое воздействие в современной России // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. – 2009. – № 2 (135). –С. 29–34.
12. Царева Р. Ш., Царев С. А. Игрофикация обучения как технология развития осмысленного знания студента // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.29438
13. Чернозипунникова Д. А., Кретова Л. Н. Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. – 2021. – № 5. – С. 38–45.
14. Шишканова К. А., Ермолаева Е. А. Использование игр на уроках английского языка с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся // Иностранные языки: проблемы преподавания и риски коммуникации. Выпуск 13 / под ред. Г. А. Никитиной. – Саратов: Саратовский источник, 2020. – С. 360–364.
15. Deterding S., Dixon D., Khaled R., Nacke L. Gamification: Toward a definition [Электронный ресурс]. – URL: http://gamification-research.org/wp-content/uploads/2011/04/02-Deterding-Khaled-Nacke-Dixon.pdf (дата обращения: 07.07.2024).
16. Tsvang, S. S., Rossinskaya E. A. Gamification as an educational tool for increasing studentsʼ motivation // Язык. Культура. Образование. – 2023. – № 8. – С. 107–111.
Информация об авторах
Рюмина Татьяна Владимировна – кандидат психологических наук доцент кафедры психологии и педагогики ИЕСЭН, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, http://orcid.org/0000-0001-8078-4957, ryuminatv@mail.ru
Истюфеева Жанна Николаевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ИЕСЭН, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0003-2476-673, jannaist@mail.ru
Созонов Владислав Сергеевич – магистрант, направление «Психология», профиль «Позитивная психология», Высшая школа экономики, г. Москва, Россия, http://orcid.org/0000-0002-1888-2027, vsozonov685@gmail.com
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила: 03.08.2024; одобрена после рецензирования: 03.10.2024; принята к публикации: 08.11.2024.