Научная статья
УДК 378+37.0
DOI: 10.15293/1812-9463.2404.01
Барматина Ирина Валерьевна
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия
Варакута Алена Александровна
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия
Сахаров Андрей Валентинович
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия
Макеев Александр Александрович
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается проблема проектирования и апробации модели взаимодействия средней школы и педагогического вуза в условиях технопарка для реализации современных задач общего образования школьников и совершенствования универсальных педагогических компетенций у студентов. Исследование проводилось на базе Новосибирского государственного педагогического университета. Цель статьи – описание модели интеграции школ и педагогического вуза на основе применения ресурсов технопарка для обеспечения системы образования высококвалифицированными кадрами для формирования естественно-научной грамотности школьников. Авторы рассматривают возможности повышения качества кадрового потенциала системы образования для формирования естественно-научной грамотности школьников путем управления реализацией современного биологического образования на основе функциональной модели интеграции в системе «школа – вуз» с применением ресурсов технопарка педагогического вуза. Для современного биологического образования в качестве платформы интеграции рассматриваются технопарки – структурные подразделения вуза. Интеграция представлена по компонентам функциональной модели организации (ценности, технологии, структура, система управления, персонал, ресурсы), на основе которых формируются цели, планы, алгоритмы и содержание работ по трем функциям системы «школа – вуз» в соответствии с целевыми группами взаимодействия (учащиеся, педагогические работники, студенты), которые позволяют организовать деятельность, обеспечивающую результаты требуемого качества для школы (продукт – результат деятельности учащегося, результат деятельности педагогического работника) и для вуза (продукт – результат деятельности студента, результат деятельности педагогического работника). Модель реализуется через центр повышения квалификации преподавателей педагогических вузов и учителей биологии – функциональное подразделение профильной кафедры, общее руководство которым осуществляет заведующий профильной кафедрой.
Ключевые слова: биология; взаимодействие; кванториум; методическое сопровождение; модель интеграции; педагогические работники; педагогический вуз; педагогические мастерские; повышение квалификации; специализированный класс; средняя школа; технопарк; универсальные педагогические компетенции; функциональная модель.
Для цитирования: Барматина И. В., Варакута А. А., Сахаров А. В., Макеев А. А. Функциональная модель интеграции в системе «школа – вуз» на основе применения ресурсов технопарка в реализации современного биологического образования // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 4 (76). – С. 5–31. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2404.01
Финансирование. Исследование выполнено в рамках проекта «Проектирование функциональной модели интеграции в системе “школа – вуз” на основе применения ресурсов технопарка в реализации современного биологического образования», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках государственного задания № 073-03-2024-052 от 18.01.2024.
текст
Список источников
1. Алексеева Т. В., Поначугин А. В. Формирование современной образовательной среды на площадках технопарка и кванториума педагогического вуза // Школа будущего. – 2023. – № 4. – С. 68–77.
2. Аниськин В. Н., Аниськин С. В., Богословский В. И., Добудько Т. В. Дидактическая модель формирования эколого-цифровой культуры будущих педагогов в условиях холистичной информационно-образовательной среды // Педагогическая перспектива. – 2024. – № 2. – С. 12–25.
3. Арбузова Е. Н., Бабкин Р. И., Яскина О. А. О роли технопарков в реализации биологического образования в школе и педагогическом вузе // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии, экологии и географии в школе и вузе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 09–11 ноября 2022 г.). – М.: Принтика, 2022. – С. 22–26.
4. Арбузова Е. Н., Опарин Р. В., Пирогова А. С. Технологический подход к обучению биологии и экологии на базе Точек роста в системе общего образования // Естественные и гуманитарные науки в современном мире: материалы VII Международной научно-практической конференции (г. Орёл, 16–18 мая 2024 г.). – Орёл: Изд-во ОГУ имени И. С. Тургенева, 2024. – С. 3–9.
5. Арушанян Ж. А., Василенко В. Г., Тютюнникова Е. Б., Белоус Ю. А. Биологический кластер в технопарке Армавирского государственного педагогического университета // Перспективы науки. – 2022. – № 5 (152). – С. 179–181.
6. Бабкин Р. И., Арбузова Е. Н. Модель взаимодействия средней школы и технопарка педагогического вуза в реализации современного биологического образования // Биологическое образование: традиции и инновации: материалы I Всероссийской научно-практической конференции (Челябинск, 11–13 октября 2022 г.). – Челябинск: Изд-во ЮрУГГПУ, 2022. – С. 21–26.
7. Бажук О. В. Междисциплинарный кластер практической подготовки как фактор повышения мотивационного потенциала студентов к профессиональной деятельности // Мир науки, культуры, образования. – 2023. – № 3 (100). – С. 154–157.
8. Барматина И. В., Варакута А. А., Марущак Е. Б. Модель взаимодействия педагогического вуза с базовыми школами в условиях вовлечения высшей школы в непрерывное развитие педагогических работников // Философия образования. – 2021. –
Т. 21, № 4. – С. 212–227.
9. Барматина И. В., Варакута А. А., Марущак Е. Б. Совершенствование модели взаимодействия педагогических вузов с базовыми школами (на базе научно-методического центра сопровождения педагогических работников) // Вестник педагогических инноваций. – 2023. – № 4 (72). – С. 5–25.
10. Беликова Р. М., Новолодская Е. Г. Развитие естественно-научной грамотности обучающихся средствами дополнительного образования // Педагогическая перспектива. – 2022. – № 1. – С. 57–63.
11. Белов С. В., Белова И. В., Крылова Ю. А., Смирнов В. А. Инновационное взаимодействие вуза и школы в рамках совместной организации проектной деятельности студентов педагогических направлений подготовки и обучающихся общеобразовательных организаций [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. – 2023. – Т. 11, № 6. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/47PDMN623.pdf (дата обращения: 18.08.2024).
12. Богословский В. И., Аниськин В. Н., Добудько Т. В., Аниськин С. В. Модель холистичной информационно-образовательной среды вуза на основе технопарка универсальных педагогических компетенций // Новые образовательные стратегии в открытом цифровом пространстве: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 09–27 марта 2024 г.). – СПб.: Центр научно-информационных технологий Астерион, 2024. – С. 300–306.
13. Вотинцев А. В. К вопросу о необходимости развития событийной компетентности у работников образовательных технопарков // Мир педагогики и психологии. – 2023. – № 4 (81). – С. 328–335.
14. Вотинцев А. В. Образовательная экосистема технопарков педагогических вузов // Глобальный научный потенциал. – 2023. – № 5 (146). – С. 136–143.
15. Галустов А. Р., Карабахцян С. К. Образовательный технопарк как фактор развития социально-профессиональной мобильности студентов педагогического вуза // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. – 2022. –
№ 1. – С. 40–47.
16. Горленко О. А., Можаева Т. П., Проскурин А. С. Функциональная модель процессов менеджмента образовательной организации // Вестник Брянского государственного технического университета. – 2018. – № 12 (73). – С. 87–92.
17. Евдокимова В. Е., Перфильева А. В. Применение оборудования технопарка универсальных педагогических компетенций при работе с учащимися школ в системе дополнительного образования // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. – № 5. – С. 25–29.
18. Евдокимова В. Е., Устинова Н. Н. Технопарк универсальных педагогических компетенций как современное профессионально ориентированное развивающее пространство // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.32130
19. Ефимова Н. В., Шилкова Т. В., Семенова М. В. Использование ресурсов Технопарка универсальных педагогических компетенций в образовательном процессе педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 5. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.32942
20. Кириллова О. А., Евдокимова В. Е. Конструирование сетевой модели просветительской и профориентационной деятельности технопарка // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 5. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.32972
21. Козловских М. Е. Организационно-методическая модель формирования универсальных педагогических компетенций на базе IT-кластера технопарка // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.32151
22. Кондаурова Т. И., Фетисова Н. Е. Особенности подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности в условиях технопарка университета // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2022. – № 4 (37). – С. 196–199.
23. Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. Формирование универсальных педагогических компетенций средствами современных технопарков (на примере социальных УПК) // Преподаватель XXI век. – 2022. – № 4-1. – С. 75–87.
24. Луканина С. Н., Арбузова Е. Н., Мишутина О. В. Использование интерактивного анатомического стола «Пирогов» для формирования профессиональных компетенций у студентов педагогических университетов, изучающих дисциплину «Анатомия человека»: методические рекомендации. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2024. – 110 с.
25. Луференко У. С., Ромм Т. А. Становление и развитие образовательных технопарков // Сибирский педагогический журнал. – 2021. – № 4. – С. 128–137.
26. Макеев А. А., Бакаева В. В., Пирогова А. С., Кравец О. В., Сахаров А. В. Система «школа – вуз» как инструмент актуализации преподавания избранных тем биологии // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: вызовы времени и перспективы развития: материалы VII международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора В. И. Матвеева (Самара, 09–10 февраля 2024 г.). – Самара: Изд-во СГСПУ, 2024. – С. 30–34.
27. Опарин Р. В., Арбузова Е. Н. Возможности технопарка педагогических инноваций в создании технологической среды экологического образования // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право: сборник научных трудов II Ежегодной международной научно-практической конференции и Международных научно-практических конференций (Москва, 01 декабря 2024 г.). – М.: Изд-во МПСУ, 2024. – С. 548–551.
28. Опарин Р. В., Арбузова Е. Н., Лялина И. Ю. Развитие базовых исследовательских действий учащихся по разделу «Биология человека» с применением цифровых инструментов на базе педагогического технопарка // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право: сборник научных трудов II Ежегодной международной научно-практической конференции и Международных научно-практических конференций (Москва, 01 декабря 2024 г.). – М.: Изд-во МПСУ, 2024. – С. 552–556.
29. Опарин Р. В., Арбузова Е. Н., Сахаров А. В. Эргономика технологической среды Кванториума в эколого-биологическом образовании // Проблемы современного педагогического образования. – 2024. – № 82-4. – С. 294–297.
30. Петрищев И. О., Сибирева А. Р., Сибирев В. В. Технопарк универсальных педагогических компетенций как часть информационно-образовательного пространства педагогического вуза: процесс внедрения // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2023. – № 3 (120). – С. 124–135.
31. Пирогова А. С., Арбузова Е. Н., Яковлева М. Д., Лошенко В. И., Макеев А. А., Сахаров А. В. Перспективы функционирования технопарка универсальных педагогических компетенций в реализации образовательных проектов на примере изучения темы «Энергетический обмен в клетке» // Вестник педагогических инноваций. –
2024. – № 2 (74). – С. 87–101.
32. Прозументова Г. Н. Потенциал взаимодействия вузов и школ: эмпирические модели // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 358. –
С. 182–187.
33. Рятов К. Функциональный менеджмент: Как из хаоса создать порядок, преодолеть неопределенность и добиться успеха. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 176 с.
34. Сахаров А. В., Мишутина О. В., Арбузова Е. Н., Лошенко В. И. Технопарк как ресурсный центр интерактивного сотрудничества школы и педвуза в реализации современного биологического образования на интегративной основе // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: вызовы времени и перспективы развития: материалы VII международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора В. И. Матвеева (Самара,
09–10 февраля 2024 г.). – Самара: Изд-во СГСПУ, 2024. – С. 35–39.
35. Сахаров А. В., Опарин Р. В., Арбузова Е. Н., Луканина С. Н., Макеев А. А.,
Лошенко В. И. Создание и функционирование информационно-насыщенного пространства биолого-экологического образования Технопарка «Кванториум» в условиях интеграции взаимодействия школы и педвуза // Сибирский педагогический журнал. – 2024. – № 4. – С. 16–26.
36. Семенова М. В., Ефимова Н. В., Шилкова Т. В. Междисциплинарное учебно-методическое сопровождение медико-биологических дисциплин с использованием ресурсов «Технопарка универсальных педагогических компетенций» // Перспективы науки и образования. – 2024. – № 1 (67). – С. 258–284.
37. Сибирева А. Р., Сибирев В. В., Солтис В. В. Модель взаимодействия основных процессов вуза с современной технологической средой технопарка // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. –
2023. – № 4 (121). – С. 87–96.
38. Слинкина И. Н., Устинова Н. Н. Реализация мультисервисного сетевого взаимодействия в сфере образования // Вопросы педагогики. – 2021. – № 9-1. – С. 107–110.
39. Тебекин А. В. Трехмерная матричная модель управления организацией // Журнал исследований по управлению. – 2020. – Т. 6, № 3. – С. 64–76.
40. Устинова Н. Н. Организация взаимодействия технопарка универсальных педагогических компетенций и школ на примере реализации сетевой образовательной программы «Технология» // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 1. –
С. 166–170.
41. Фортус А. В., Арбузова Е. Н., Данилова Н. А., Кулагина А. А. Экспериментальное исследование методики развития функциональной грамотности студентов медколледжей при изучении биологии в условиях интегрированного медиаобразования // Развитие естественных наук и образования в России. Химия, биология, география, экология, образование: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции памяти ученого-энциклопедиста Д. И. Менделеева (Мытищи,
16 февраля 2024 г.). – М.: Изд-во ГУП, 2024. – С. 246–250.
42. Цветкова М. С., Ратобыльская Э. С., Дылян Г. Д. Модели комплексной информатизации общего образования. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. – 119 с.
43. Чулкова Н. Ю. Использование средств технопарка универсальных педагогических компетенций для популяризации достижений психолого-педагогической науки в профильных классах общеобразовательных школ // Общество: социология, психология, педагогика. – 2023. – № 10 (114). – С. 124–133.
Информация об авторах
Барматина Ирина Валерьевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления образованием, начальник управления менеджмента качества, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-8642-0721, barmatinaiv@mail.ru
Варакута Алена Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных систем и цифрового образования, начальник отдела аудита и мониторинга качества, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0001-6111-0527, varakutaa@mail.ru
Сахаров Андрей Валентинович – доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой биологии и экологии, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-5076-2113, asakharov142@yandex.ru
Макеев Александр Александрович – кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и экологии, проректор по учебной работе, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0009-0009-1636-1859, 9628280784@mail.ru
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила: 02.09.2024; одобрена после рецензирования: 30.10.2024; принята к публикации: 08.11.2024.