Сравнительный анализ видения значимости приоритетных национальных задач в области образования руководителями общеобразовательных организаций и классными руководителями

Научная статья

УДК 371.11

DOI: 10.15293/1812-9463.2404.02

Бывшева Марина Валерьевна

Уральский государственный педагогический университет,
г. Екатеринбург, Россия

Демышева Алина Станиславовна

Уральский государственный педагогический университет,
г. Екатеринбург, Россия

Коротун Анна Валериановна

Уральский государственный педагогический университет,
г. Екатеринбург, Россия

Веретенникова Ксения Владимировна

Уральский государственный педагогический университет,
г. Екатеринбург, Россия

АннотацияВведение. В статье рассмотрена проблема видения значимости приоритетных национальных задач в области образования руководителями общеобразовательных организаций и классными руководителями. Современная социальная ситуация развития подрастающего поколения и государственный заказ определяют необходимость обновления воспитания через достижение приоритетных национальных задач в области образования. В связи с этим перестраиваются подходы в классном руководстве. Укрепление классного руководства существенно зависит от понимания значимости приоритетных национальных задач и их принятия не только самими классными руководителями, но и руководителями общеобразовательных организаций, которые обеспечивают администрирование и содержание всей воспитательной системы школы. Методология. Исследование построено на анализе эмпирических данных, полученных с применением единой онлайн-анкеты для руководителей общеобразовательной организации и классных руководителей. Выборка респондентов формировалась случайным образом. В исследовании приняли участие 4539 человек из 7 регионов Российской Федерации. Результаты. Обработка информации, характеризующей выборку респондентов, с применением критерия корреляции Пирсона показала, что возрастной критерий значимо коррелируется стажем классного руководства (0,574). Педагогический стаж значимо коррелируется с трудовым стажем в качестве классного руководителя (0,714). Обработка результатов анкетирования с применением параметрического t-критерия Стьюдента позволила установить, что наиболее достоверные показатели анкетирования получены по блоку «Выявление в деятельности классного руководителя способов создания комфортного психологического климата и гуманизации межличностных отношений в классе» (средний показатель по директорам – 24,1346; средний показатель по классным руководителям – 23,0018). Выводы. Результаты исследования позволили получить новые данные об актуальном состоянии воспитательной системы в части классного руководства через сравнение видения подходов к достижению приоритетных национальных задач руководителями общеобразовательных организаций и классными руководителями, что позволяет разработать и внедрить в практику современной школы программы совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников, выполняющих функции классных руководителей.

Ключевые слова: управление образованием; приоритетные национальные задачи; общеобразовательное учебное заведение; руководство школой; классное руководство; профессиональная деформация классного руководителя; педагогическая деятельность.

Для цитирования: Бывшева М. В., Демышева А. С., Коротун А. В., Веретенникова К. В. Сравнительный анализ видения значимости приоритетных национальных задач в области образования руководителями общеобразовательных организаций
и классными руководителями // Вестник педагогических инноваций. – 2024. –
№ 4 (76). – С. 32–49. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2404.02

Финансирование. Исследование выполнено в рамках проекта «Деятельность классного руководителя, направленная на решение приоритетных национальных задач в области образования: дефициты и универсальные способы их восполнения», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках государственного задания № 073-00042-21-02.

текст

Список источников

1. Варламова М. Ш. Классный руководитель в современной школе // Вестник научных конференций. – 2018. – № 5-3 (33). – С. 38–40.

2. Виноградова Н. Ф., Галагузова Ю. Н., Дорохова Т. С., Слободчиков В. И. Учащийся и педагог в меняющемся мире // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития: монография / научный редактор Ю. П. Зинченко. – М.; Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2020. – C. 43–72.

3. Журавлёва О. П., Михалёва Л. П. Институт классного руководства: история и современность // Воспитание школьников. – 2018. – № 8. – С. 28–34.

4. Письмо Минпросвещения России от 12.05.2020 № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях») [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353267/ (дата обращения: 14.07.2024).

5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ от 15 января 2020 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 11.07.2024).

6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 28.07.2024).

7. Торбина И. И. К вопросу о повышении уровня воспитательной деятельности классного руководителя // Педагогика и психология образования. – 2020. – № 2. – С. 64–72.

8. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. – URL: https://mvd.consultant.ru/documents/1056500 (дата обращения: 17.07.2024).

9. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/ (дата обращения: 11.07.2024).

10. Azimi Sh., Andonova Ya., Schewe Ch. Closer together or further apart? Values of hero generations Y and Z during crisis // Young Consumers. – 2022. – Vol. 23, Issue 2. – Pp. 179–196. DOI: https://doi.org/10.1108/YC-03-2021-1300

11. Janssen D., Carradini S. Generation Z Workplace Communication Habits and Expectations // IEEE Transactions on Professional Communication. – 2021. – Vol. 64, Issue 2. – Pp. 137–153. DOI: https://doi.org/10.1109/TPC.2021.3069288

12. Dautov D., Korochentseva A., Kadom Mahdi Al Hussini M. Features of clip thinking and attention among representatives of generations X and generations Z // SHS Web of Conferences. – 2019. – Vol. 70. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20197006001

13. Fong F. T. K., Imuta K., Redshaw J., Nielsen M. The digital social partner: Preschool children display stronger imitative tendency in screen-based than live learning // Human Behavior and Emerging Technologies. – 2021. – Vol. 3. – Pp. 585–594. DOI: https://doi.org/10.1002/hbe2.280

14. Gulevska V., Tasevska A., Mitkovska S. J., Ademi L., Makasevska V., Ahmeti K., Brajovikj J. Strengthening the Pre-Service Teacher Training System in a Multi-Ethnic Society // Российский психологический журнал. – 2017. – Т. 14, № 4. – С. 243–266. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2017.4.12

15. Horban O., Martych R., Maletska M. Phenomenon of Videogame Culture in Modern Society // Studia Warmińskie. – 2019. – Vol. 56. – Pp. 123–135. DOI: https://doi.org/10.31648/sw.4314

16. Mamich M. The Vulgarization of the Language of a Children’s Multiplication Text as a Psycholinguistic Problem // Psycholinguistics. – 2019. – Vol. 26, Issue 2. – Pp. 260–277. DOI: https://doi.org/10.31470/2309-1797-2019-26-2-260-277

17. Paladines-Paredes L.-V., Margallo A.-M. Los canales booktuber como espacio de socialización de prácticas lectoras juveniles // Ocnos. Revista De Estudios Sobre Lectura. – 2020. – Vol. 19, Issue 1. – Pp. 55–67. DOI: https://doi.org/10.18239/ocnos_2020.19.1.1975

18. Persada S. F., Miraja B. A., Nadlifatin R. Understanding the Generation Z Behavior on D-Learning: A Unified Theory of Acceptance and Use of Technology (UTAUT) Approach // International Journal of Emerging Technologies in Learning. – 2019. – Vol. 14, Issue 5. – Pp. 20–33. DOI: https://doi.org/10.3991/ijet.v14i05.9993

19. Seibert S. A. Problem-based learning: A strategy to foster generation Zʼs critical thinking and perseverance // Teaching and Learning in Nursing. – 2021. – Vol. 16, Issue 1. – Pp. 85–88. DOI: https://doi.org/10.1016/j.teln.2020.09.002

20. Ussenova A., Malakhova I., Shmidt M., Tuliepova S., Tynyskhanova A. Conceptual framework of the model of forming interethnic tolerance in the multicultural environment of the university // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. – 2020. – Vol. 8, Issue 2. – Pp. 15–26. DOI: https://doi.org/10.5937/IJCRSEE2002015U

Информация об авторах

Бывшева Марина Валерьевна – кандидат педагогических наук, доцент, директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, https://orcid.org/0000-0002-1479-453X, mbyvsheva@yandex.ru

Демышева Алина Станиславовна – кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, https://orcid.org/0000-0001-9005-8254, demysheva.a@uspu.ru

Коротун Анна Валериановна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики, директор Института общественных наук, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, https://orcid.org/0000-0002-5719-2774, korotun83@bk.ru

Веретенникова Ксения Владимировна – старший преподаватель кафедры педагогики и педагогической компаративистики, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, https://orcid.org/0000-0002-4454-8727, veretennikovakv7@mail.ru

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила: 20.08.2024; одобрена после рецензирования: 25.10.2024; принята к публикации: 08.11.2024.