Научная статья
УДК 159.9.07
DOI: 10.15293/1812-9463.2404.03
Васягина Наталия Николаевна
Уральский государственный педагогический университет,
г. Екатеринбург, Россия
Адушкина Ксения Валерьевна
Уральский государственный педагогический университет,
г. Екатеринбург, Россия
Блинова Елена Евгеньевна
Херсонский государственный педагогический университет,
г. Херсон, Россия
Олейник Нармина Оруджовна
Херсонский государственный педагогический университет,
г. Херсон, Россия
Аннотация. Введение. В статье авторами рассматриваются важные аспекты интеграции личности в новое социокультурное пространство на примере студентов новых территорий. Вынужденная миграция, в том числе учебная, может оказывать существенное негативное влияние на физическое, психическое, эмоциональное состояние человека, поэтому факторы, способствующие и препятствующие адаптации на новом месте, требуют глубокого научного анализа. Среди многочисленных факторов особую значимость представляют семейные ресурсы. Изучение связей семейных ресурсов с процессами адаптации и интеграции в новое социокультурное пространство стало целью проведенного исследования. Методология. Выборку составили студенты Херсонского государственного педагогического университета. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью методики «Адаптация личности к новой социокультурной среде» (Л. В. Янковский) и теста семейных ресурсов II (А. В. Махнач,
Ю. В. Постылякова). Результаты. Полученные в исследовании результаты показали, что преобладающим уровнем адаптации студентов является средний, что, с одной стороны, выступает показателем достаточно успешного встраивания в систему новых социальных связей и отношений, а с другой – показателем того, что интеграция в новое социокультурное пространство еще не завершена. Важная роль в обеспечении процесса интеграции в новое социокультурное пространство в условиях вынужденной миграции принадлежит семье: с учетом всех имеющихся семейных ресурсов успешной интеграции студентов прежде всего способствуют такие семейные факторы, как финансовая свобода и управление семейными ресурсами, а затрудняет ее недостаточный уровень в семье культуры здоровья. Выводы. Полученные в исследовании данные о семейных факторах, способствующих/препятствующих интеграции студентов новых регионов в социокультурное пространство России, могут быть использованы при разработке и внедрении вузами эффективных программ психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Ключевые слова: учебная миграция; адаптация; интеграция; семья; семейные факторы; семейные ресурсы; интеграция в новое социокультурное пространство.
Для цитирования: Васягина Н. Н., Адушкина К. В., Блинова Е. Е., Олейник Н. О. Семейные факторы, способствующие интеграции студентов, обучающихся в вузах новых субъектов Российской Федерации, в новое социокультурное пространство // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 4 (76). – С. 50–63. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2404.03
Финансирование. Исследование выполнено в рамках проекта «Социально-психологические факторы интеграции студентов университетов новых субъектов в социокультурное пространство Российской Федерации», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках государственного задания № 073-00043-24-01.
текст
Список источников
1. Васягина Н. Н., Адушкина К. В., Баринова Е. С., Герасименко Ю. А. Психолого-педагогическая профилактика деструктивного поведения обучающихся в условиях образовательной организации [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. – Екатеринбург, 2023. – URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/18652/1/uch000415.pdf (дата обращения: 07.07.2024).
2. Одинцова М. А., Радчикова Н. П., Сорокова М. Г., Полянская Е. Н., Чернов Д. Н., Васягина Н. Н., Ходякова Н. В. Психологические барьеры принятия цифровой образовательной среды студентами российских университетов // Образование и саморазвитие. – 2023. – Т. 18, № 4. – С. 141–156.
3. Субъектное становление личности в современном социокультурном пространстве: коллективная монография / под ред. Н. Н. Васягиной, Е. Н. Григорян. – Екатеринбург, 2022. – 224 с.
4. Ионина О. С. Особенности социально-психологической адаптации мигрантов к новым условиям жизни // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2014. – № 2 (22). – С. 107–110.
5. Калачикова О. Н., Груздева М. А. Ресурсный потенциал современной семьи для развития детей // Парадигмы и модели демографического развития: сборник статей XII Уральского демографического форума, Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 03–04 июня 2021 г.) / отв. ред. О. А. Козлова. – Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАО, 2021. – Т. II. – C. 109–115.
6. Мали Н. А. Особенности школьной адаптации детей из семей вынужденных мигрантов: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. – Пенза, 2017. – 26 с.
7. Махнач А. В., Лактионова А. И., Постылякова Ю. В. Жизнеспособность замещающей семьи: профилактика отказов от приемных детей. – М.: Институт психологии РАН, 2018. – 223 с.
8. Митин Д. Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2010. – № 3. – С. 123–134.
9. Нестерова А. А. Социально-психологический подход к изучению жизнеспособности личности, находящейся в трудной жизненной ситуации: монография. – М.: Изд-во РГСУ, 2011. – 236 с.
10. Попов М. Е., Попова С. В. Основы социокультурной интеграции и адаптации: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 121 с.
11. Сербина М. А. Семья как фактор успешной адаптации подростка в условиях инклюзивного образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2015. – Т. 4, № 4. – С. 347–351.
12. Ткаченко И. В. Личностно-развивающий ресурс семьи: онтология и феноменология. – М.: Кредо, 2008. – 278 с.
13. Троянская М. А. Миграция населения: понятие, виды и значение для территорий // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2021. – Т. 10, № 2 (35). – С. 356–360.
14. Фаустова А. Г. Генетические маркеры психологической устойчивости и совладающего поведения // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. – М.: Институт психологии РАН, 2020. – С. 1168–1176.
15. Balswick J. O., Balswick J. K. The family: a Christian perspective on the contemporary home. – Grand Rapids: Baker Book House, 1993.
16. Bruno W., Dehnel R., Al-Delaimy W. The impact of family income and paternal factors on childrenʼs resilience and mental well-being // Journal of Community Psychology. – 2023. – Vol. 51, Issue 5. – Pp. 2052–2064. DOI: https://doi.org/10.1002/jcop.22995
17. Sawin M. M. The family cluster model of family enrichment // Stinnett N., Chesser B., De Frain J. (eds.) Building family strengths: Blueprints for action, 1979. – Рp. 163–172.
18. Trivette C. M., Dunst C. J., Deal A. G., Hamer W., Propst S. Assessing family strengths and family functioning style // Topics in Early Childhood Specialist Education. – 1990. – Vol. 10, Issue 1. – Pp. 16–35.
19. Williams J. W. Divorce and dissolution in the military family // McCubbin H. I., Dahl B. B., Hunter E. J. (eds.). Families in the military system, 1987. – Рp. 209–236.
Информация об авторах
Васягина Наталия Николаевна – доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии образования, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, https://orcid.org/0000-0003-3899-3768, vasyagina_n@mail.ru
Адушкина Ксения Валерьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, korkva@yandex.ru
Блинова Елена Евгеньевна – доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой прикладной психологии и развития личности, Херсонский государственный педагогический университет, г. Херсон, Россия, https://orcid.org/0000-0003-3011-6082, elena.blynova@yandex.ru
Олейник Нармина Оруджовна – кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой общей и социальной психологии, Херсонский государственный педагогический университет, г. Херсон, Россия, https://orcid.org/0000-0002-8351-8803, narmina.oleinik@yandex.ru
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила: 23.08.2024; одобрена после рецензирования: 24.10.2024; принята к публикации: 02.11.2024.