Научная статья
УДК 371.13
DOI: 10.15293/1812-9463.2404.05
Гусейнов Артем Арифович
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия
Кохан Наталья Владимировна
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия
Башаева Совбика Абуевна
Чеченский государственный педагогический университет,
г. Грозный, Россия
Аннотация. Введение. Значимым фактором развития образовательной организации выступает ее способность быстро адаптироваться к изменениям во внешней и внутренней среде, что определяется гибкостью решений руководителя, организационной готовностью педагогических работников к изменениям, уровнем профессиональной компетентности, мотивации, творческим потенциалом, активным освоением инноваций. Цель статьи – обоснование комплекса педагогических условий формирования организационной готовности педагогического коллектива к изменениям в образовательной организации. Методология. Методологическую основу исследования составили системный (И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин), компетентностный (А. В. Хуторской, И. А. Зимняя), ситуационный (П. Лоуренс, Дж. Лорш) подходы. Теоретической базой исследования явились понятие организационной готовности к изменениям, анализ школы как социальной организации. Для достижения цели исследования авторы использовали теоретические (анализ научной литературы, источников по теме, сравнение, обобщение, абстрагирование), эмпирические (анализ продуктов управленческой деятельности, опрос, наблюдение) методы. Прикладное исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 77 г. Новосибирска. Результаты. Разработан комплекс педагогических условий формирования организационной готовности педагогического коллектива к изменениям в образовательной организации. В комплекс входят организационно-педагогические, психолого-педагогические, методические условия. Выводы. Подтверждено, что формирование организационной готовности педагогического коллектива к изменениям в образовательной организации будет успешным, если стратегическая цель развития образовательной организации принята педагогическим коллективом; в педагогическом коллективе есть осознанное отношение к предпосылкам и потребности в позитивных изменениях, налажены эффективные коммуникации; осуществляются согласованные управленческие действия; активизируется творческий подход в решении профессиональных задач.
Ключевые слова: управление изменениями; организационная готовность к изменениям; педагогические условия формирования организационной готовности к изменениям; критерии эффективности комплекса педагогических условий.
Для цитирования: Гусейнов А. А., Кохан Н. В., Башаева С. А. Условия формирования организационной готовности педагогического коллектива к изменениям в образовательной организации // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 4 (76). –
С. 79–88. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2404.05
текст
Список источников
1. Андреева Т. Е. Организационные изменения: сравнительный анализ основных концепций // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2004. – № 2 (16). – С. 33–50.
2. Боярская О. В., Мешкова Н. Л. Анализ основных подходов к определению понятия организационных изменений // Научный вестник ГОУ ЛНР «Луганский национальный аграрный университет». – 2020. – № 8-2. – С. 57–72.
3. Брасс А. А. Компетенция выработки и принятия стратегических решений в условиях неопределенности // Актуальные проблемы психологии труда: теория и практика: материалы IV Международной научно-практической конференции (Красноярск, 20 ноября 2020 г). – Красноярск: Изд-СибГУ им. М. Ф. Решетнева, 2020. – С. 15–19.
4. Булгакова Д. В. К вопросу о дифференциации понятий «компетентность» и «компетенция» в образовании // Гаудеамус. – 2021. – № 2 (48). – С. 25–30.
5. Дроботенко Ю. Б. Инновации – источник изменений в образовании // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2012. – № 2 (10). – С. 123–128.
6. Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2022 г. № 1167 «О федеральных инновационных площадках» [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/16077eee4ad3be38d08d3e6b0cc24773/download/5551/ (дата обращения: 02.07.2024).
7. Мардер Л. М., Матина Г. О., Юркова Т. А. Критерии оценки организационной готовности образовательной организации к изменениям // Непрерывное образование. – 2022. – № 4 (42). – С. 44–51.
8. Мардер Л. М., Шилова О. Н., Юркова Т. А. Динамическая модель организационной готовности образовательной организации к изменениям // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. – 2022. – № 1 (15). – С. 75–85.
9. Матвеева Т. Е. Организационная готовность к изменениям как междисциплинарное понятие // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2020. – № 7. – С. 3–13.
10. Мухаметзянова А. Т. Понятие и сущность организационных изменений // Будущее науки: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества: сборник научных статей всероссийской молодежной научной конференции (Курск, 30 мая 2023 г.): в 3 т. / отв. редактор А. А. Горохов. – Курск: Университетская книга, 2023. – Т. 1. – С. 212–215.
11. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 06.07.2024).
12. Панько Ю. В. Проблема сопротивления организационным изменениям в условиях внедрения инноваций на современном предприятии // Проблемы современной экономики: глобальный, национальный и региональный контекст: сборник научных статей. ‒ Гродно: Изд-во ГрГУ им. Янки Купалы, 2021. – С. 135–141.
13. Сосуновский В. С., Загревская А. И. Теоретико-методологические основы системного подхода в педагогической науке // Вестник Томского государственного университета. – 2022. – № 476. – С. 201–207.
14. Хуторской А. В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня. – 2017. – № 12. – С. 9–16.
15. Шилова О. Н., Юркова Т. А. Формирование организационной готовности школы к изменениям: от модели к практике деятельности педагогических команд [Электронный ресурс] // Передовые педагогические практики. – 2022. – № 8. – С. 25–29. – URL: https://imc.adm-spb.info/wp-content/uploads/2022/05/1_Almanah-2022.pdf#page=25 (дата обращения: 30.06.2024).
16. Quirk E. B. Evaluation of School Wellness Policies Implementation as Measured by the Organizational Readiness to Change Theory [Электронный ресурс]. – URL: https://egrove.olemiss.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=2219&context=hon_thesis (дата обращения: 30.06.2024).
17. Spencer R., Drew A. L., Herrera C., McBeath B., Keller T. E. Ready? Set? Go?: Examining Organizational Readiness for Change in a Quality Improvement Intervention for Youth Mentoring Programs // Journal of the Society for Social Work and Research. – 2023. – Vol. 14, Issue 4. – Pp. 809–834. DOI: https://doi.org/10.1086/718516
Информация об авторах
Гусейнов Артем Арифович – магистрант, направление 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Образовательный менеджмент», Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, artitema777@gmail.com
Кохан Наталья Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием, руководитель научно-методического центра сопровождения педагогических работников, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0003-3735-4382, nkokhan@mail.ru
Башаева Совбика Абуевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и дошкольной психологии, руководитель научно-методического центра сопровождения педагогических работников, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, https://orcid.org/0009-0007-1747-3006, bashaeva72@mail.ru
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила: 02.09.2024; одобрена после рецензирования: 25.10.2024; принята к публикации: 08.11.2024.