Научная статья
УДК 159.9
DOI: 10.15293/1812-9463.2404.06
Ерёмина Лилия Евгеньевна
Мелитопольский государственный университет, г. Мелитополь, Россия
Аннотация. Введение. В исследовании рассматривается проблема моделирования субъективного пространства студентов, что обусловлено рядом факторов: необходимостью мониторинга процесса развития личностных компетенций студента, первостепенностью изучения и оптимизации взаимоотношений педагогов и студентов, недостаточной теоретической и практической изученностью вопросов, связанных с феноменом личностного пространства студента – будущего педагога. Цель статьи заключается в теоретическом изучении субъективного пространства студентов педагогических специальностей и экспериментальной апробации тренинга как средства работы со студентами по семи векторам объективного движения: знания, умения, навыки, интеллектуальные способности, ценностно-смысловое осознание, духовно-нравственный потенциал и метакогнитивное мышление. Методология. Проведению исследования способствовали методы теоретического (анализ, синтез, индукция, дедукция, формализация) и эмпирического познания (наблюдение, анкетирование, сравнение). Результаты. Полученные в ходе исследования научные результаты в полной мере подтверждают эффективность исследования. Педагогическая инновация изучения проблемы сосредоточена в моделировании субъективного пространства и разработке тренинга для изучения векторов субъективного движения студентов в контексте формирования их готовности к стратегической деятельности. В рамках тренинговой работы представлен процесс диагностики студентов. По каждому вектору автором разработано девять вопросов. Выводы. На основе проведенного исследования сформулированы выводы о том, что в профессиональной подготовке будущих педагогов целесообразно использовать тренинг «Моделирование субъективного пространства», задачей которого является индивидуализация профессионально-педагогического образования, что требуется при росте учебно-воспитательной нагрузки, когда студенты нуждаются в рефлексивной оценке результатов своих достижений для успешной стратегической деятельности в будущем.
Ключевые слова: субъективное пространство; векторы субъективного движения; моделирование субъективного пространства; тренинг.
Для цитирования: Ерёмина Л. Е. Тренинг для студентов педагогических специальностей «Моделирование субъективного пространства» // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 4 (76). – С. 89–102. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2404.06
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания
№ 123112100032-8 «Исследование готовности студентов к принятию стратегических решений в изменяющемся культурно-образовательном пространстве».
текст
Список источников
1. Баянова Л. Ф., Хаматвалеева Д. Г. Обзор зарубежных исследований творческого мышления в психологии развития // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2022. – № 2. – С. 51–72. DOI: https://doi.org/10.11621/vsp.2022.02.03
2. Брушлинский А. В. Психология субъекта / отв. ред. В. В. Знаков. – М.: ИП РАН; СПб.: Алетейя, 2003. – 272 с.
3. Воронцова О. Р., Крюкова Т. Л. Когнитивно-поведенческие показатели субъективного возраста средней взрослости: личностная готовность к переменам // Вестник Омского университета. Серия «Психология». – 2018. – № 4. – С. 24–30.
4. Иванова С. А. Методика моделирования субъективного пространства «Тело – душа – я» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 12-2. – С. 181–184.
5. Ласкин А. А. Профессиональная переподготовка учителей школ и вузов: пути ее переподготовки // Гуманитарное пространство. – 2018. – Т. 7, № 3. – С. 395–412.
6. Мельникова О. Т. Критерии оценки качественных исследований // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 2 (14). – С. 49–51.
7. Москалева Л. Ю., Троицкая Т. С., Троицкая Е. М. Культурно-образовательное пространство будущих специалистов: праксеологические ориентиры // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2023. – № 12-2. – С. 85–91.
8. Москалева Л. Ю. Развитие жизненных компетентностей студентов педагогических специальностей средствами тренинга // Современный учитель – взгляд в будущее: сборник научных статей международного научно-образовательного форума (Екатеринбург, 17–18 ноября 2022 г.). – Екатеринбург, 2022. – С. 43–45.
9. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: Высшая школа, 1987. – 174 с.
10. Сергиенко Е. А. Проблема соотношения понятий субъекта и личности // Психологический журнал. – 2013. – Т. 34, № 2. – С. 5–16.
11. Троицкая Т. С. Коммуникативно-диалогические стратегии в перспективах развития культурно-образовательного пространства региона // Эффективное развитие региональных социально-экономических систем в современных реалиях: инновации, устойчивость и безопасность: материалы международной научно-практической конференции (Владимир, 21 декабря 2023 г.). – Владимир, 2023. – С. 427–432.
12. Троицкая Т. С. Философско-педагогическая рефлексия социальных перемен: вызов науке, обучению и воспитанию // Приоритетные направления развития высшего образования в Российской Федерации: коллективная монография. – Ульяновск: Зебра, 2023. – С. 17–28.
13. Туревская Е. И. Исследование субъективного семантического пространства профессионально-значимых личностных качеств студентов педагогического вуза «поколения Z» // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2021. – № 4 (93). – С. 277–280.
14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
15. Шевченко Н. Н. Формирование ценностно-мотивационного отношения будущего учителя к профессиональной деятельности в контексте непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – № 4 (24). – С. 33–45.
Информация об авторе
Ерёмина Лилия Евгеньевна – кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой социальной работы и социальной педагогики, Мелитопольский государственный университет, г. Мелитополь, Россия, https://orcid.org/0009-0004-2565-5887, EreminaLilliy@yandex.ru
Поступила: 05.09.2024; одобрена после рецензирования: 30.10.2024; принята к публикации: 02.11.2024.