Научная статья
УДК 378.14
DOI: 10.15293/1812-9463.2404.07
Мишутина Ольга Валерьевна
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия
Аннотация. В статье представлен результат практического и теоретического осмысления литературных источников, рассматривающих проблематику и архитектонику среды технопарков в педагогических вузах. На основе анализа исследований автором определены лакуны в условиях формирования познавательной активности средствами иностранного языка у студентов нелингвистических профилей подготовки – будущих учителей химии и биологии. Познавательная активность выявлена как проблемная зона, на которую могут влиять риски, присутствующие в ходе подготовки обучающихся по направлениям и профилям естественных наук. Генезис технопарков универсальных педагогических компетенций прослежен через ретроспективу типологии технопарков в их классическом понимании. Исследовательский контекст в новой, креативной парадигме образовательной среды, о которой говорят современные ученые, коррелирует с обновленными подходами и переосмысленной автором сферой понятий в педагогической и технологической областях, относящихся к реализации учебной деятельности в технопарке педагогического вуза.
Ключевые слова: профессиональное образование; инновационная среда технопарка педвуза; познавательная активность; английский язык для специальных целей; нелингвистические профили подготовки.
Для цитирования: Мишутина О. В. Инновационная среда технопарка педвуза как фактор исследования познавательной активности студентов // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 4 (76). – С. 103–113. – DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2404.07
текст
Список источников
1. Богданова И. А., Коломок О. И. Теоретические основы создания инновационной среды как интегрального средства профессионального развития педагога // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина». – 2012. – № 4-1 (55). – С. 42–44.
2. Бочкарева Т. Н. Познавательная активность студентов вуза как психолого-педагогическая проблема // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – Т. 8, № 1. – С. 18–31. DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2017-1-18-31
3. Богоудинова Р. З. Социокультурные доминанты образовательного пространства высшего учебного заведения // Практико-ориентированность как основа развития высшего образования: материалы XVIII Международной научно-практической конференции. – Казань: Изд-во КГАСУ, 2024. – С. 7–11.
4. Буланкина Н. Е. Интеллектуальная составляющая непрерывного поликультурного образования личности // Идеи и идеалы. – 2023. – Т. 15, № 4. – Ч. 1. – С. 167–182. DOI: https://doi.org/10.17212/2075-0862-2023-15.4.1-167-182
5. Галушкин А. В. Образовательная среда вуза как фактор оптимизации обучения иностранному языку // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 2 (74). – С. 102–110. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2402.09
6. Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Методологическая культура исследователя в лингвообразовательном научном поиске: монография. – М.: Прометей, 2023. – 210 с.
7. Евдокимова В. Е., Кириллова О. А. Информационная образовательная среда вуза // Вестник Курганского государственного университета. – 2020. – № 1 (55). – С. 81–84.
8. Иванченко Г. А., Леонтьев Д. А., Плотникова А. В. Идея потенциала в науках о человеке: от «человеческого потенциала» к личностному // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011. – С. 42–58.
9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
10. Ковалева Т. М. Тьюторство как антропопрактика // Человек.RU. – 2016. – № 11. – С. 71–81.
11. Костюк А. В., Бабошин В. А. Структура информационной образовательной среды // I-methods. – 2019. – Т. 11, № 3. – С. 2–8.
12. Луференко У. С., Ромм Т. А. Становление и развитие образовательных технопарков // Сибирский педагогический журнал. – 2021. – № 4. – С. 128–137.
13. Мишутина О. В. Формирование коммуникативной готовности студентов – будущих химиков к профессиональной деятельности в условиях технопарков средствами иностранного языка: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Казань, 2019. – 24 с.
14. Ноздрин В. В. Инновационная среда: содержание, сущность, базовые принципы // Актуальные вопросы экономических наук. – 2011. – № 21-1. – С. 137–144.
15. Обдалова О. А. Иноязычное образование в XXI веке в контексте социокультурных и педагогических инноваций. – Томск: Изд-во Томского университета, 2014. – 180 с.
16. Оносов А. А., Брызгалина Е. В., Савина Н. Е., Туманов С. В. Зарубежные образовательные платформы в системе российского образования: оценка потенциала и прогнозирование рисков // Высшее образование в России. – 2018. – № 8–9. – С. 135–151. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-135-151
17. Осипов П. Н., Жукова К. Ю. Влияние цифровизации на изменение требований к преподавателю вуза // Цифровая трансформация в высшем профессиональном образовании: материалы 16-й Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Р. С. Сафина, И. Э. Вильданова. – Казань, 2023. – С. 326–329.
18. Пономарев М. В., Савельева Л. В. Университетские технопарки: универсальная модель и инструменты цифрового проектирования // Architecture and Modern Information Technologies. – 2021. – № 4 (57). – С. 377–393. DOI: https://doi.org/10.24412/1998-4839-2021-4-377-393
19. Сериков В. В., Фетисов А. С., Комарова Э. Л., Гайдар К. М. Трансформация профессионального образования в контексте вызовов XXI века: коллективная монография. – Воронеж: Научная книга, 2023. – 212 с.
20. Скорниченко Н. Н., Стрелкова Н. В. Роль технопарков в развитии инновационной деятельности и укреплении технологического суверенитета России // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. – 2023. – Т. 14, № 2. – С. 114–124. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2023-14-2-114-124
21. Современные теории и практики альтернативного урегулирования споров в поликультурном образовательном пространстве / под ред. Л. А. Степновой. – М.: Народное образование, 2021. – 156 с.
22. Сохранов-Преображенский В. В., Бобкова К. С. Смысловая самоорганизация преподавателя в образовательной среде с цифровыми компонентами // Образование в современном мире: риски и перспективы цифровизации: сборник научных трудов всероссийской научно-методической конференции с международным участием. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2023. – С. 236–241.
23. Тарева Е. Г. Теоретические основы и педагогическая технология формирования рационального стиля учебной деятельности у студентов университета: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. – Иркутск, 2002. – 317 с.
24. Фетисова Н. Е., Кондаурова Т. И. Особенности подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности в условиях технопарка университета // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2022. – № 4 (37). – С. 196–199.
25. Шмигирилова И. Б. Познавательная компетентность в аспекте познавательной самостоятельности и познавательной активности // Образование и наука. – 2014. – № 7 (116). – С. 134–146.
26. Leppink J., Paas F., van der Vleuten C. P. M. et al. Development of an instrument for measuring different types of cognitive load // Behavior Research Methods. – 2013. – Vol. 45. – Pp. 1058–1072. DOI: https://doi.org/10.3758/s13428-013-0334-1
27. Rathnayaka C. M., Ganapathi J., Kickbusch S., Dawes L., Brown R. Preparative pre-laboratory online resources for effectively managing cognitive load of engineering students // European Journal of Engineering Education. – 2024. – Vol. 49, Issue 1. – Pp. 113–138. DOI: https://doi.org/10.1080/03043797.2023.2204813
28. Shana Z., Abulibdeh E. S. Science Practical Work and Its impact on Students’ Science Achievement // Journal of Technology and Science Education. – 2020. – Vol. 10, Issue 2. – Pp. 199–215. DOI: https://doi.org/10.3926/jotse.888
Информация об авторе
Мишутина Ольга Валерьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0001-6124-6184, purus@mail.ru
Поступила: 18.08.2024; одобрена после рецензирования: 25.10.2024; принята к публикации: 08.11.2024.