Возможности использования тьюторских инструментов в деятельности педагога-наставника

Научная статья

УДК 371.14

DOI: 10.15293/1812-9463.2404.08

Шрамко Нэлли Викторовна

Уральский государственный педагогический университет,
г. Екатеринбург, Россия

Николаева Марина Алексеевна

Уральский государственный педагогический университет,
г. Екатеринбург, Россия

Галагузова Юлия Николаевна

Уральский государственный педагогический университет,
г. Екатеринбург, Россия

АннотацияВведение. Сегодня мир становится иным, а для такого мира требуется иная система образования. Человек определяется как субъект жизни и субъект образования. В этих условиях педагог вынужден постоянно расширять спектр своих компетенций, восполнять профессиональные дефициты. Наставничество – наиболее оптимальная форма для этого. Результатом взаимодействия в паре «наставник – наставляемый» является развитие субъектности подопечного, его личностное и профессиональное развитие. Цель статьи – представить тьюторские инструменты, которые можно использовать в наставнической практике. Методология. Исследование осуществлялось посредством теоретических методов: анализа, синтеза, обобщения научных исследований по определению понятий «субъектность», «наставничество», сравнения позиций тьютора и наставника, а также эмпирических методов: опроса, качественной и количественной обработки данных. Результаты. В рамках исследования рассматривалась форма наставничества «педагог – педагог». Исследование проводилось в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения РФ «Реверсивное наставничество как средство обеспечения профессионального роста педагогических работников в общеобразовательных организациях» в течение 2022 и 2023 гг. среди педагогов (n = 256), которые принимали участие в серии мастер-классов, посвященных использованию тьюторских инструментов в деятельности педагогов-наставников. Целевая аудитория – педагогические работники из Свердловской и Иркутской областей, Красноярского края. Мастер-классы организовывались в очном и онлайн-форматах. Выводы. В статье обосновано и представлено авторское определение наставничества, подчеркивается актуальность использования тьюторских инструментов (включенное наблюдение, беседа, сторителлинг, личностно-ресурсное картирование, навигация, рефлексия) педагогом-наставником для восполнения профессиональных дефицитов наставляемых.

Ключевые слова: наставничество; педагог-наставник; наставляемый; субъектная позиция; тьюторская компетенция; тьюторские инструменты.

Для цитированияШрамко Н. В., Николаева М. А., Галагузова Ю. Н. Возможности использования тьюторских инструментов в деятельности педагога-наставника // Вестник педагогических инноваций. – 2024.  № 4 (76). – С. 114–129. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2404.08

текст

Список источников

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности: монография. – М.: Наука, 1980. – 336 с.

2. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды. – М.: Изд-во МПСИ, 2003. – 407 с.

3. Ветров С. В. Тьюторство как средство построения индивидуальной образовательной программы // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – № 48-1. – С. 59–66.

4. Ветров С. В., Хомченко Н. Е. Тьюторство – педагогика XXI века: учебное пособие. – М.: Просвещение, 2024. – 208 с.

5. Гасанова Д. И., Алиханов З. И., Демирова Л. И. Рефлексивный дневник в подготовке студентов к решению профессиональных задач // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 1 (74). – С. 29–32.

6. Гребенникова Е. В. Субъектность личности: теоретические аспекты проблемы // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 6 (134). – С. 140–142.

7. Данилова В. Л., Елизарова Е. М., Карастелев В. Е. Интерактивное вопрошание как одна из технологий современного образования // Интерактивное образование. – 2020. – № 2. – С. 12–18.

8. Дахин А. Н., Печурин А. И. Универсальные компетенции: от существующего к возникающему // Управление развитием образования. – 2023. – № 1. – С. 7–11.

9. Дорохова Т. С., Кругликова Г. А., Галагузова Ю. Н. Реверсивное наставничество как средство профессиональной социализации педагогов в период модернизации образования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2023. – № 6 (178). – С. 93–110.

10. Елисеев В. К. Рефлексивная компетенция и профессиональная компетентность учителя // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2012. – № 2. – С. 13–17.

11. Елисеева Л. А. Наставничество и сторителлинг как эффективные способы трансляции неявного знания // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2011. – № 1. – С. 46–49.

12. Журавлева Л. А., Синько В. Н. Педагогический сторителлинг как инновационная технология преподавания // Достижения и перспективы научно-инновационного развития АПК: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием (Курган, 27 февраля 2020 г.) / под общ. ред. И. Н. Миколайчика. – Курган: Изд-во КГСХА им. Т. С. Мальцева, 2020. – С. 648–651.

13. Имакаев В. Р., Вихман А. А., Гаджиева Л. А., Попов А. Ю. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению: эмпирическая модель и ее интерпретация // Успехи современной науки. – 2015. – № 3. – С. 78–84.

14. Исследование мотивации педагогов Свердловской области к развитию компетенций и обучению в течение всей жизни: информационный бюллетень / под общ. ред. А. В. Пеша. – Екатеринбург, 2022. – 32 с.

15. Качалова Л. П. Формирование рефлексивной компетенции студентов педвуза – будущих учителей // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 21. – С. 262–264.

16. Ковалева Т. М. Личностно-ресурсное картирование в современной дидактике // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2012. – № 5. – С. 108–112.

17. Ковалева Т. М., Якубовская Т. В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек.RU. – 2017. – № 12. – С. 85–94.

18. Мудрик А. В. Включенное наблюдение как метод психолого-педагогических исследований // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2017. – № 47. – С. 109–116.

19. Николаева М. А., Шрамко Н. В., Брусницына Г. Г. Индивидуальный образовательный маршрут в проектировании профессиональной карьеры будущих специалистов // Персонализированное образование: теория и практика: сборник материалов
III Научно-практической конференции (Екатеринбург, 26–28 апреля 2022 г.). – Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2022. – С. 225–235.

20. Развитие и оценка надпрофессиональных компетенций студентов университетов: теоретико-методологические основы: коллективная монография / А. В. Пеша, М. Н. Шавровская, М. А. Николаева [и др.]. – Казань: Бук, 2020. – 248 с.

21. Теров А. А. Тьюторство как современный способ осуществления педагогической деятельности // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: позиция тьютора в современном образовании: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции (XXVII Всероссийской научно-практической конференции) (Москва, 26–27 октября 2022 г.). – М.: ДПК Пресс, 2022. – С. 88–95.

22. Технология формирования надпрофессиональных компетенций студентов в условиях неопределенности будущего мира профессий: коллективная монография / А. В. Пеша, М. Н. Шавровская, М. А. Николаева [и др.]. – Казань: Бук, 2022. – 240 с.

23. Тьюторское сопровождение в современном образовании: от теории к практике: монография / Т. М. Ковалева, А. А. Теров, Э. В. Хачатрян [и др.]. – М.: Изд-во МГПУ, 2023. – 212 с.

24. Харавинина Л. Н. Подходы к организации наставничества в аспекте сопровождения молодых педагогов // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 6 (111). – С. 34–40.

25. Шрамко Н. В., Николаева М. А. Тьюторство как вид современного наставничества // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. – 2023. – № 1. – С. 34–39.

26. Ястребова Г. А., Цветкова Г. В. Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения профессионального стандарта педагога [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55249.htm (дата обращения: 08.08.2024).

Информация об авторах

Шрамко Нэлли Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, https://orcid.org/0000-0002-2280-5876, nelvik.ekb@yandex.ru

Николаева Марина Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, https://orcid.org/0000-0002-0610-3874, nikolaeva.uspu@mail.ru

Галагузова Юлия Николаевна – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и педагогической компаративистики, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, https://orcid.org/0000-0002-0358-3956, yung.ektb@mail.ru

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила: 20.08.2024; одобрена после рецензирования: 15.10.2024; принята к публикации: 02.11.2024.