Научная статья
УДК 378
DOI: 10.15293/1812-9463.2404.09
Федотова Вера Сергеевна
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина,
г. Санкт-Петербург, Россия
Федотова Надежда Сергеевна
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,
г. Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. Введение. Исследование направлено на анализ дидактических возможностей интеграции цифровых (нейросетевых) аватаров в практику обучения иностранных студентов русскому языку. В центре внимания находится обсуждение роли цифровых (нейросетевых) аватаров в формировании лингвострановедческой и коммуникативной компетенций у иностранных студентов. Педагог имеет возможность создавать таких цифровых помощников на основе использования технологии генеративных нейросетей через доступные онлайн-сервисы. Цель исследования состоит в анализе и оценке интеграции цифровых (нейросетевых) аватаров в практику обучения русскому языку иностранных студентов, а также в выявлении их влияния на формирование лингвострановедческой и коммуникативной компетенций. Методология. Методологическую основу составляют основные положения культурологического и средового подходов, экспериментальная апробация предлагаемого подхода в работе с иностранными студентами Российского государственного университета имени
А. И. Герцена (Санкт-Петербург). Результаты. Цифровые (нейросетевые) аватары охарактеризованы как современный учебный инструмент цифровой образовательной среды, который является актуальным в срезе фонетического представления аспектов изучаемого языка для усиления влияния прочтения текстов на русском языке на его восприятие, понимание студентами культурных контекстов, формирование навыков межкультурной коммуникации. Выводы. Цифровые (нейросетевые) аватары в качестве виртуальных дикторов обеспечивают интерактивное взаимодействие со студентами, их более глубокое вовлечение в процесс изучения русского языка и персонализированный подход к обучению. Практические результаты исследования значимы для развития современных подходов в обучении языкам с использованием цифровых технологий.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда; технология искусственного интеллекта; цифровой (нейросетевой) аватар; иностранные студенты; обучение русскому языку как иностранному.
Для цитирования: Федотова В. С., Федотова Н. С. Интеграция цифровых (нейросетевых) аватаров в практику обучения русскому языку иностранных студентов // Вестник педагогических инноваций. – 2024. – № 4 (76). – С. 130–141. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2404.09
текст
Список источников
1. Аркадьева Т. Г., Васильева М. И., Владимирова С. С., Двинова Е. О., Федото-ва Н. С., Шарри Т. Г. «Подружилась лиса с журавлем…» // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: материалы XXI Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 19–21 апреля 2023 г.). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. – С. 162–175.
2. Бобыкина Н. Ю. Использование динамических аватаров в курсе дистанционного обучения традиционной народной вышивке // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 2 (69). – С. 389–391.
3. Бурцева С. С., Ядрихинская Е. Е. Применение цифровых сервисов и генеративных нейросетей в обучении русскому языку как иностранному // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия «Педагогика. Психология. Философия». – 2024. – № 2. – С. 5–18.
4. Дмитриева Д. Д. Лингвострановедческий аспект в системе обучения русскому языку как иностранному (на примере кафедры русского языка и культуры речи КГМУ) // Балтийский гуманитарный журнал. – 2019. – Т. 8, № 3 (28). – С. 46–48.
5. Евдокимова М. Г., Агамалиев Р. Т. Лингводидактический потенциал систем искусственного интеллекта // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2023. – № 2 (38). – С. 173–191.
6. Королёва Г. А. Актуальность использования лингвострановедческого аспекта в обучении английскому языку [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S8. – C. 23–29. – URL: http://e-koncept.ru/2017/470102.htm (дата обращения: 10.08.2024).
7. Романенко В. В. Виртуальный ассистент для студента дистанционной формы обучения // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. – 2011. – № 2-2 (24). – С. 326–330.
8. Сысоев П. В., Филатов Е. М. Технологии искусственного интеллекта в обучении русскому языку как иностранному // Русистика. – 2024. – Т. 22, № 2. – С. 300–317.
9. Сысоев П. В., Филатов Е. М., Евстигнеев М. Н., Поляков О. Г., Евстигнеева И. А., Сорокин Д. О. Матрица инструментов искусственного интеллекта в лингвометодической подготовке будущих учителей иностранного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2024. – Т. 29, № 3. – С. 559–588. DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-559-588
10. Чалова О. А. Формирование лингвострановедческой компетенции в процессе профессиональной подготовки будущих инженеров средствами иностранного языка [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – № 7 (1). – URL: https://mir-nauki.com/PDF/90PDMN119.pdf (дата обращения: 10.08.2024).
11. Burgh-Hirabe R. de Motivation to learn Japanese as a foreign language in an English speaking country: An exploratory case study in New Zealand // System. – 2019. – Vol. 80, Issue 3. – Pp. 95–106. DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2018.11.001
12. Bagiyan A. Y., Shiryaeva T. A., Tikhonova E. V., Mekeko N. M. The real value of words: how target language linguistic modelling of foreign language teaching content shapes students’ professional identity // Heliyon. – 2021. – Vol. 7, Issue 3. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021.e06581
13. Isakov T., Kamau S., Koskenranta M., Kuivila H., Oikarainen A., Ropponen P., Mikkonen K. Culturally and linguistically diverse nurses’ experiences of how competence facilitates integration into the working environment: A qualitative study // Nurse education in practice. – 2023. – Vol. 67. DOI: https://doi.org/10.1016/j.nepr.2023.103553
14. Lin H. C. An exploration of Taiwanese multilingual students’ linguistic identities // Linguistics and Education. – 2023. – Vol. 78. DOI: https://doi.org/10.1016/j.linged.2023.101248
15. Remacle A., Bouchard S., Morsomme D. Can teaching simulations in a virtual classroom help trainee teachers to develop oral communication skills and self-efficacy? A randomized controlled trial // Computers & Education. – 2023. – Vol. 200. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2023.104808
16. Zhi N., Li A., Zhao C. The effect of visual displays on the mastery of the forms and functions of English intonation by Chinese L2 students // Lingua. – 2024. – Vol. 311. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lingua.2024.103825
Информация об авторах
Федотова Вера Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и информационных систем, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, Россия, https://orcid.org/0000-0002-1974-5809, vera1983@yandex.ru
Федотова Надежда Сергеевна – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия, https://orcid.org/0000-0003-4201-5510, nadja_f78@mail.ru
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила: 23.08.2024; одобрена после рецензирования: 25.10.2024; принята к публикации: 08.11.2024.