Подготовка студентов, обучающихся по профилю «Логопедия», к оказанию логопедической помощи детям с расстройствами аутистического спектра

Научная статья

УДК 378

DOI: 10.15293/1812-9463.2201.13

Астахова Янина Юрьевна

Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, Россия

Аннотация. В статье обосновывается необходимость подготовки студентов, обучающихся по профилю «Логопедия», к реализации логопедической помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Приводятся сведения о распространенности расстройств аутистического спектра и месте речевых трудностей в структуре дефекта, подтверждающие важность подготовки будущих логопедов к работе с детьми данной категории. Описаны задачи оказания логопедической помощи детям с расстройствами аутистического спектра, к решению которых должен быть готов логопед в своей профессиональной деятельности. Раскрыта структура дисциплины «Развитие речи аутичных детей». Аргументировано значение каждого изучаемого в рамках дисциплины раздела. Описаны интерактивные методы обучения, используемые на лекционных и практических занятиях. Представлены результаты исследования, направленного на оценку удовлетворенности студентов качеством подготовки к осуществлению логопедической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: логопедия, интерактивные методы обучения, обучающиеся
с ограниченными возможностями здоровья, расстройства аутистического спектра, логопедическая диагностика, логопедическая помощь, логопедические технологии.

Для цитирования: Астахова Я. Ю. Подготовка студентов, обучающихся по профилю «Логопедия», к оказанию логопедической помощи детям с расстройствами аутистического спектра // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 2 (66). С. 104110. https://doi.org/10.15293/1812-9463.2201.13

текст

Список источников

1. Габьева Л. Л. Подготовка студентов-логопедов к работе в условиях инклюзивного образования // Итоги научных исследований ученых МГУ имени А. А. Кулешова 2015 г.: материалы науч.-метод. конф. (25 янв. – 4 фев. 2016 г.) / под ред. Е. К. Сычовой. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2016. – С. 200–202.

2. Горячева Т. Г., Никитина Ю. В. Расстройства аутистического спектра у детей: метод сенсомоторной коррекции. – М.: Генезис, 2021. – 168 с.

3. Григоренко Е. Л. Расстройства аутистического спектра: вводный курс: учеб. пособие для студентов. – М.: Практика, 2018. – 280 с.

4. Добромиль Я. Ю. Преодоление эхолалии в речи детей с расстройствами аутистического спектра // Голос и коммуникация в современном мире: материалы науч.-образов. конф., посвященной Международному дню голоса / под ред. Н. А. Калугиной, Е. А. Лариной. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2019. –
С. 16–21.

5. Добромиль Я. Ю. Формирование смысловой стороны речи у детей с расстройствами аутистического спектра в процессе логопедического сопровождения // Организация психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном процессе: материалы в сборнике трудов конференции (23 октября 2020 г.). – Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2020. – С. 33–37.

6. Ихсанова С. В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. – СПб.: Детство-Пресс, 2019. – 208 с.

7. Каган В. Е. Аутизм у детей. 2-е изд., доп. – М.: Смысл, 2020. – 384 с.

8. Козловская Г. Ю. Логопедическая работа при аутистических расстройствах: учеб.пособие. – Ставрополь: СКФУ, 2020. – 114 с.

9. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). [Электронный ресурс] URL: https://mkb-10.com/ (дата обращения: 10.01.2022).

10. Матросова Т. А., Филиппова Н. Н. Альтернативная коммуникация в логопедической работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Логопедия: современный облик и контуры будущего: материалы II Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием, Москва, 01-02 нояб. 2021 г. – М.: МПГУ, 2021. – С. 146–150.

11. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога. – М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2007. – 176 с.

12. Морозова Т. И. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме // Дефектология. – 1990. – № 5. – С. 59–66.

13. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.: Теревинф, 1997. – 341 с.

14. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. разработки. – М.: Теревинф, 2006. – 102 с.

15. Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность: распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 (ред. от 06.04.2021). [Электронный ресурс] URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-06082020-n-r-75-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 10.01.2022).

16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. [Электронный ресурс] URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440303_B_3_20032018.pdf (дата обращения: 10.01.2022).

17. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 16.12.2021) // Российская газета. 2012. 31 дек.; 2022. 19 апр.

18. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. – М.: Теревинф, 2011. – 416 с.

19. Щукина Д. А. Логопедическая диагностика детей с расстройствами аутистического спектра: учеб.-метод. пособие. – М.: Редкая птица, 2019. – 192 с.

Информация об авторе

Астахова Янина Юрьевна – старший преподаватель, кафедра теории и методики педагогического и дефектологического образования, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7818-2113, E-mail: yaninad82@mail.ru