Игрофикация как психологический инструмент развития маркеров чувства взрослости у подростков

Научная статья

УДК 159.9+371

DOI: 10.15293/1812-9463.2202.06

Галюк Наталья Андреевна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

Одияк Евгения Вячеславовна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

Аннотация. Подростковый возраст является сложным периодом в жизни человека, в котором особым образом проявляется чувство взрослости, влияющее на отношение с другими людьми и выражающее новую жизненную позицию подростка. Авторы в качестве маркеров чувства взрослости выделяют: уровень притязаний; самоотношение; ответственность; локус контроля; коммуникативность; креативность, критичность мышления и мобильность. Наиболее продуктивной «технологией» развития чувства взрослости у подростков является игра. Авторы рассматривают включение игрофикации, как психологического инструмента, в процесс взаимодействия с подростками, что позволяет последним более эффективно раскрывать себя и развивать чувство взрослости. Игры в соответствующей программе, опирающейся на принципы системного подхода, антропологического реализма, учета возрастных особенностей, сгруппированы в несколько блоков, каждый из которых направлен на развитие определенного маркера чувства взрослости. Игрофикация как современное «прочтение» игры, расширяет области ее применения в дальнейшем, а полученные данные могут стать практическим основанием работы над новыми авторскими психологическими играми для развития различных навыков человека.

Ключевые слова: подросток, чувство взрослости, маркеры взрослости, психологический инструмент, игра, технология игры, игрофикация, игропрактика.

Для цитирования: Галюк Н. А., Одияк Е. В. Игрофикация как психологический инструмент развития маркеров чувства взрослости у подростков // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 2 (66). С. 4756. https://doi.org/10.15293/1812-9463.2202.06

текст

Список источников

1. Биджиева С. Х., Урусова Ф. А.-А. Геймификация образования: проблемы использования и перспективы развития // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. –
Т. 8. – № 4. – С. 14.

2. Богданова Е. В. Геймификация в современном педагогическом образовании: атлас лучших практик. – Новосибирск: Немо Пресс, 2021. – 154 с.

3. Вербах К., Хантер Д. Вовлекай и властвуй: игровое мышление на службе бизнеса / пер. с англ. А. Кардаш. – М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2015. – 223 с.

4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. Детская психология. – 432 с.

5. Герлах И. В. Игрофикация и педагогические профессии будущего // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2020. – № 39-4. – С. 7–10.

6. Гуров Ф. Н. Информатизация современного общества: философско-методологический анализ: дис. … канд. философ. наук. – М., 2021. – 195 с.

7. Иванов Д. В., Галюк Н. А. Современный школьник: очерки психологии учащихся традиционных и инновационных школ: монография. – Братск: МП «Братская городская типография», 1997. – 228 с.

8. Иванов Д. В., Галюк Н. А., Кривобоков С. А. Введение в эбологию: очерки концепций подросткового возраста (психологическая парадигма): монография. – Иркутск: ИрГСХА, 2006. – 144 с.

9. Кон И. С. Мальчик – отец мужчины: монография. – М.: АСТ, 2017. – 480 с.

10. Новикова Л. В., Цысь А. В. Игрофикация в образовательном дискурсе в аспекте обучения иностранным языкам // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2021. – Том. 14. – № 6. – С. 1928–1943.

11. Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. – 2-е изд. – М.: Т8 Издательские технологии, 2017. – 356 с.

12. Суворова Е. В. Значение игры в жизни человека // StudNet. –2020. – Т. 3. –
№ 10. – С. 173.

13. Чистякова А. В., Хохрякова Ю. М. Геймификация образования: проблема терминологической неопределенности // Пермский педагогический вестник. – 2018. –
№ 9. – С. 207–211.

14. Marczewski A. Gamification: a simple introduction. – New York, 2013. – 288 p.

15. Stieglitz S., Lattemann С., Robra-Bissantz S. Gamification: using game elements in serious contexts. – New York: Springer, 2017. – 163 p.

Информация об авторах

Галюк Наталья Андреевна – кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии и истории психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1531-4339, E-mail: galuck.natalya@yandex.ru

Одияк Евгения Вячеславовна – педагог-психолог МБОУ «Лицей № 200», психолог, МБУ Центр «Родник», психолог, СОЛКД «Чкаловец», магистрант 1 курса, направление «Педагогическая психология», факультет психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5093-0586, E-mail: janefeer@mail.ru