Командный коучинг как технология психолого-педагогического сопровождения педагогического коллектива

Научная статья

УДК 159.99+37.0

DOI: 10.15293/1812-9463.2202.07

Истюфеева Жанна Николаевна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, россия

Аннотация. Основной целью данной статьи является описание возможностей инновационной психотехнологии «командный коучинг» для психолого-педагогического сопровождения педагогического коллектива образовательной организации. Выделены этапы становления коллектива и особенности использования командного коучинга на определённой стадии развития команды. Описаны проблемы организации, которые могут быть решены посредством командного коучинга. Выделены эффективные методы и приемы работы с командой в рамках коуч-сессии в соответствии с ее структурой. Определена роль коуча в процессе коуч-сессии. Рассмотрена специфика педагогического коллектива как субъекта профессиональной деятельности в контексте запроса на командный коучинг. Предложена универсальная программа командного коучинга для педагогического коллектива образовательной организации, представляющая собой темы, в процессе освоения которых формируется представление о командной работе, техниках принятия командных решений, постановке командных целей, способах повышения качества командного диалога, способах построения командной истории и командного видения миссии организации.

Ключевые слова: командный коучинг, психолого-педагогическое сопровождение, педагогический коллектив, командное мышление, коуч-сессия, психотехнология, образовательная организация.

Для цитирования: Истюфеева Ж. Н. Командный коучинг как технология психолого-педагогического сопровождения педагогического коллектива // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 2 (66). С. 5763. https://doi.org/10.15293/1812-9463.2202.07

текст

Список источников

1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 304 с.

2. Дернаковский М. Техники командного коучинга высокой эффективности. – М: Издательство ООО «Смэлток», 2019. – 154 с.

3. Золотухин С. А., Золотухина Н. Г. Тимбилдинг как форма совершенствования системы управления педагогическим коллективом в учреждении дополнительного образования // Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы. материалы VI Всероссийской научной конференции с международным участием. – Иркутск, 2022. – С. 157–160.

4. Клаттарбак Д. Командный коучинг на рабочем месте: технология создания самообучающейся организации. – М.: Эксмо, 2008.

5. Ливак Н. С. Технологии командного коучинга как инструмент управления человеческими ресурсами // Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики. – 2017. – № 7. – С. 184–189.

6. Пинегина А. А. Формирование команды педагогов в современной школе // Академический вестник. Вестник Санкт-петербургской академии постдипломного педагогического образования. – 2014. – № 1 (24). – С. 33–34.

7. Пилипчевская Н. В. Формирование педагогической команды образовательной организации // Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения. – 2022. – № 15. –
С. 268–274.

8. Поташник М. М. О формировании в школе педагогической команды // Школьные технологии. – 2012. – № 5. – С. 12–18.

9. Адушкина К. В., Лозгачёва О. В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования: учебное пособие. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2017.

10. Соловова Н. А. Исследование эффективности формирования педагогических команд в образовательных учреждениях средствами тренинга // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2015. – № 29. – С. 293–297.

11. Сулеева М. Т. Технологии тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2017. – С. 11–14.

12. Таран Л. И., Дедкова И. Ф. Командный коучинг как инструмент повышения эффективности труда // Российская наука: вектор развития. Материалы всероссийского конкурса научных работ. – 2019. – С. 346–350.

13. Тимофеева Е. И., Шумейко А. А. Командный стиль управления как фактор развития образовательной организации // Амурский научный вестник. – 2019. – № 4. –
С. 48–53.

14. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами. – М.: Генезис, 2008. – 192 с.

Информация об авторах

Истюфеева Жанна Николаевна – кандидат психологических наук, руководитель центра дополнительного профессионального образования, Институт дополнительного образования, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2476-6732, E-mail: jannaist@mail.ru