Научная статья
УДК 159.9
DOI: 10.15293/1812-9463.2202.09
Кондратьева Светлана Юрьевна
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,
г. Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. Предметом исследования выступили специфические особенности математических представлений и «математической» речи у дошкольников с особыми образовательными потребностями и их влияние на предрасположенность детей данной категории к дискалькулии.
В статье предлагаются проанализированные результаты экспериментального исследования, предполагавшего выполнение дошкольниками с особыми образовательными потребностями (с общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития) и нормотипичными сверстниками заданий диагностической методики, позволяющей выявить у дошкольников с особыми образовательными потребностями специфических особенностей при восприятии и использовании математической речи (при восприятии и составлении условия арифметической задачи, при понимании и активном использовании математических терминов и т. п.). В статье дается определение таких понятий, как «дискалькулия», «математическая речь», а также подчеркивается важность поиска и реализации эффективных форм коррекционной работы по профилактике и коррекции дискалькулии, которые должны носить дифференцированный характер и соотноситься с видом дизонтогенеза обучающихся.
Ключевые слова: дискалькулия, задержка психического развития, математические представления, математическая речь, общее недоразвитие речи, особые образовательные потребности, профилактика, психолого-педагогическая работа.
Для цитирования: Кондратьева С. Ю. Развитие «математической» речи как одно из направлений в профилактике дискалькулии у детей с особыми образовательными потребностями // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 2 (66). С. 70–77. https://doi.org/10.15293/1812-9463.2202.09
Список источников
1. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью. – СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2012.
2. Гермаковска А., Лалаева Р. И. Дискалькулии у детей // Дети с проблемами в развитии. – 2004. – № 2. – С. 7–9.
3. Далингер В. А. Причины типичных ошибок учащихся по математике // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2014. – № 12. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/prichiny — tipichnyh-oshibok-uchaschihsya-po-matematike (дата обращения: 06.02.2015).
4. Ермолова Т. В., Пономарева В. В., Флорова Н. Б. Дискалькулия детского возраста как системная проблема обучения // Современная зарубежная психология. – 2016. –
Т. 5. № 3. – С. 7–27.
5. Калинина Г. П., Ручкина В. П. Развитие математической речи в начальных классах // Специальное образование. – 2016. – № 1 (41). – С. 62–74.
6. Кондратьева С. Ю. Профилактика и коррекция дискалькулии в системе формирования культуры познания математики у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста: монография. – М.: Парадигма, 2017. – 264 с.
7. Кондратьева С. Ю. Развитие математического словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказа по картине: метод. пособие. – СПб.: ООО Детство-Пресс, 2015. – 32 с.
8. Лалаева Р. И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция. – СПб: СОЮЗ, 2005.
9. Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л., Карабанова О. А. Развитие дошкольного образования детей с ОВЗ: целевые ориентиры, стратегические направления и ожидаемые результаты // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2019. – № 36.
10. Результаты НИКО – 2014 по математике: что и требовалось доказать // Математика в школе. – 2015. – № 2. – С. 8–9.
11. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и воспитание. – М.: Воронеж, 2000.
12. Brian Butterworth, Sashank Varma, Diana Laurillard Dyscalculia: From Brain to Education / Science. – 2011. – Р. 127–139.
13. Kosč L. Vyvinova dyskalkulia ako porucha matematicnuch schopnosti v detakom veka // Otasky defektogie. – 1971. – № 4. – Р. 34‒48.
14. Mathematical Cognition Deficits in Children With Learning Disabilities and Persistent Low Achievement: A Five Year Prospective Study / Geary David C. [et al.] // Journal of Educational Psychology. – 2012. – Vol. 104 (1). – P. 206–223. doi: 10.1037/a0025398
15. Alatorre S., Cortina J. L., Sáiz M., Méndez A. Psychology of Mathematics Education // Mérida, Yucatán, México. – 2006. – № 9 (12). – 1034 p.
Информация об авторах
Кондратьева Светлана Юрьевна – доктор психологических наук, доцент, кафедра логопедии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8345-7003, E-mail: kondr-svet@rambler.ru