Комплекс диагностического инструментария для изучения эмоционального развития детей школьного возраста с нарушением слуха и зрения

Научная статья

DOI 10.15293/1812-9463.2203.07
УДК 371.912+159.942

Пискун Ольга Юрьевна
Новосибирский государственный педагогический университет
г. Новосибирск, Россия
Ядренцева Вероника Александровна
Новосибирский государственный педагогический университет; Новосибирская
межрегиональная общественная организация инвалидов «Ассоциация
“Интеграция”», г. Новосибирск, Россия
Касимова Эльза Гумеровна
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы,
г. Уфа, Россия
Сайтханов Азат Фанисович
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы,
г. Уфа, Россия
Аннотация. В статье рассматривается проблема изучения эмоционального развития детей школьного возраста с нарушением слуха и зрения. Цель – исследование эмоционального развития детей школьного возраста с нарушениями слуха и зрения. Методологической основой явились положения о том, что эмоциональная система является одной из основных регулирующих систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма, а также личностно-деятельностный, практико- ориентированный, полисенсорный подходы к обучению лиц с сенсорными нарушениями. При исследовании использованы теоретические методы (изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы), эмпирические методы (анализ результатов опроса, тестовой диагностики, проективных методов).
Научная новизна исследования заключается в обозначении комплекса методик изучения эмоционального развития детей школьного возраста с нарушениями слуха и зрения, их адаптации с учетом структуры нарушений и апробации, выявлении уровней и показателей эмоционального развития детей школьного возраста с бисенсорным нарушением. В результате анализа психолого-педагогической литературы был создан диагностический комплекс изучения эмоционального развития детей школьного возраста с нарушениями слуха и зрения, состоящий из специальным образом адаптированных с учетом бисенсорного нарушения методик, успешно апробированный в процессе проведенного регионального исследования, разработаны методические рекомендации по применению этого комплекса. Доказано, что благодаря тщательно
подобранному диагностическому инструментарию можно выявить уровни эмоционального развития детей с нарушением слуха и зрения и определить оптимальный вектор эмоционального развития. Материалы исследования заинтересуют учителей-дефектологов, психологов, бакалавров, магистрантов, аспирантов.

Ключевые слова: социальное взаимодействие, эмоции, эмоциональная сфера, эмо-
циональное развитие, дети с нарушениями слуха и зрения, дети школьного возраста
с нарушениями слуха и зрения.
Для цитирования: Пискун О. Ю., Ядренцева В. А., Касимова Э. Г., Сайтханов А. Ф. Комплекс диагностического инструментария для изучения эмоционального развития детей школьного возраста с нарушением слуха и зрения // Вестник педагогическихинноваций. 2022. № 3 (67). С. 64–77. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2203.07

Список источников
1. Басилова Т. А. История обучения слепоглухих детей в России. – М.: Эксмо,
2015. – 208 с.
2. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: учебник. – М.: Юрайт, 2019. – 235 с.
3. Ван Дайк Я. Воспитание и обучение слепоглухих как особой категории ано-
мальных детей // Дефектология. – 1997. – № 2. – С. 36–44.
4. Высоцкайте А. Д., Пискун О. Ю. Практическое руководство по созданию дидак-
тических игр как средства развития социальной адаптации у детей старшего дошколь-
ного возраста с нарушениями слуха и зрения: учебно-методическое пособие. – Ново-
сибирск: Изд-во НГПУ, 2022. – 85 с.
5. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошколь-
ников с нарушениями слуха: учебное пособие. – М.: Владос, 2001. – 304 с.
6. Жигорева М. В., Левченко И. Ю. Дети с комплексными нарушениями развития:
Диагностика и сопровождение. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 208 с.

Текст

Список источников
1. Басилова Т. А. История обучения слепоглухих детей в России. – М.: Эксмо, 2015. – 208 с.
2. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: учебник. – М.: Юрайт, 2019. – 235 с. 3. Ван Дайк Я. Воспитание и обучение слепоглухих как особой категории аномальных детей // Дефектология. – 1997. – № 2. – С. 36–44.
4. Высоцкайте А. Д., Пискун О. Ю. Практическое руководство по созданию дидактических игр как средства развития социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха и зрения: учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. – 85 с.
5. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие. – М.: Владос, 2001. – 304 с.
6. Жигорева М. В., Левченко И. Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 208 с.

Информация об авторах
Пискун О. Ю. – кандидат психологических наук, доцент кафедры корекционной
педагогики и психологии Института детства, руководитель ресурсного центра со-
провождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, https//orcid.
org/0000-0002-4953-6733, o-piskun@yandex.ru,
Ядренцева В. А. – учитель-дефектолог, https//orcid.org/0000-0002-3101-3862,
nika.veronika.yadrenzeva@gmail.com
Касимова Э. Г. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной
педагогики и психологии, сотрудник мастерской специальных технологий инклю-
зивного образования Института педагогики, https://orcid.org/0000-0003-4119-3243,
kasimova_elza@mail.ru
Сайтханов А. Ф. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной
педагогики и психологии Института педагогики, https//orcid.org/0000-0001-9780-
0562, saaf007@mail.ru