Научная статья
DOI 10.15293/1812-9463.2203.07
УДК 371.912+159.942
Пискун Ольга Юрьевна
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия
Ядренцева Вероника Александровна
Новосибирский государственный педагогический университет; Новосибирская межрегиональная общественная организация инвалидов «Ассоциация “Интеграция”», г. Новосибирск, Россия
Касимова Эльза Гумеровна
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Россия
Сайтханов Азат Фанисович
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Россия
Аннотация. В статье рассматривается проблема изучения эмоционального развития детей школьного возраста с нарушением слуха и зрения. Цель – исследование эмоционального развития детей школьного возраста с нарушениями слуха и зрения. Методологической основой явились положения о том, что эмоциональная система является одной из основных регулирующих систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма, а также личностно-деятельностный, практико- ориентированный, полисенсорный подходы к обучению лиц с сенсорными нарушениями. При исследовании использованы теоретические методы (изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы), эмпирические методы (анализ результатов опроса, тестовой диагностики, проективных методов).
Научная новизна исследования заключается в обозначении комплекса методик изучения эмоционального развития детей школьного возраста с нарушениями слуха и зрения, их адаптации с учетом структуры нарушений и апробации, выявлении уровней и показателей эмоционального развития детей школьного возраста с бисенсорным нарушением. В результате анализа психолого-педагогической литературы был создан диагностический комплекс изучения эмоционального развития детей школьного возраста с нарушениями слуха и зрения, состоящий из специальным образом адаптированных с учетом бисенсорного нарушения методик, успешно апробированный в процессе проведенного регионального исследования, разработаны методические рекомендации по применению этого комплекса. Доказано, что благодаря тщательно
подобранному диагностическому инструментарию можно выявить уровни эмоционального развития детей с нарушением слуха и зрения и определить оптимальный вектор эмоционального развития. Материалы исследования заинтересуют учителей-дефектологов, психологов, бакалавров, магистрантов, аспирантов.
Ключевые слова: социальное взаимодействие, эмоции, эмоциональная сфера, эмоциональное развитие, дети с нарушениями слуха и зрения, дети школьного возраста с нарушениями слуха и зрения.
Для цитирования: Пискун О. Ю., Ядренцева В. А., Касимова Э. Г., Сайтханов А. Ф. Комплекс диагностического инструментария для изучения эмоционального развития детей школьного возраста с нарушением слуха и зрения // Вестник педагогическихинноваций. 2022. № 3 (67). С. 64–77. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2203.07
Список источников
1. Басилова Т. А. История обучения слепоглухих детей в России. – М.: Эксмо, 2015. – 208 с.
2. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: учебник. – М.: Юрайт, 2019. – 235 с.
3. Ван Дайк Я. Воспитание и обучение слепоглухих как особой категории аномальных детей // Дефектология. – 1997. – № 2. – С. 36–44.
4. Высоцкайте А. Д., Пискун О. Ю. Практическое руководство по созданию дидактических игр как средства развития социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха и зрения: учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. – 85 с.
5. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие. – М.: Владос, 2001. – 304 с.
6. Жигорева М. В., Левченко И. Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 208 с.
7. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология: учебник. – М.: Владос, 2000. – 192 с.
8. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000. – 460 с.
9. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
10. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
11. Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. – М.: Просвещение, 1969. – 168 с.
12. Михаленкова И. А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. – СПб.: Речь, 2006.
13. Одинокова Н. А. Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ограниченными зрительными возможностями: учебное пособие. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. – 159 с.
14. Перкинс Школа: руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития. – М.: Теревинф, 2018. – 560 с.
15. Пискун О. Ю., Агавелян Р. О. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевого развития глухих школьников: монография: в 2 ч. Ч. 1. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. – 204 с.
16. Пискун О. Ю., Агавелян Р. О. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевого развития глухих школьников: монография: в 2 ч. Ч. 2. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. – 228 с.
17. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития / под ред. А. Л. Битовой, О. С. Бояршиновой. – М.: Теревинф, 2019. – 114 с.
18. Саломатина И. В. Синдром Ушера и наши дети: родителям детей с нарушением слуха, педагогам и социальным работникам. – М.: Академическое исследование культуры, 2001. – 100 с.
19. Тифлосурдопедагогика: учебник / под ред. Т. А. Басиловой, Е. Л. Гончаровой, Н. М. Назаровой. – М.: ИНФРА–М, 2019. – 472 с.
20. Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2007. – 249 с.
21. Ядренцева В. А. К вопросу об эмоциональном развитии детей школьного возраста с нарушениями слуха и зрения // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 2–4 декабря 2020 г.): в 4 ч. Ч. 4 /под ред. Н. Я. Якуниной, Г. С. Чесноковой. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. –
С. 273–274.
22. Trissia B., Geck T., Tüscher K. Kommunikation mit hörsehbehinderten/taubblinden Menschen // Boenisch J., Sachse S. K. Kompendium Unterstützte Kommunikation. – Kohlhammer, Stuttgart. – S. 125–132.
23. Vaan G. de, Vervloed M. PJ, Knoors H., Verhoeven L. Profiles of stereotyped behaviour in people with combined sensory impairments and intellectual disabilities // British Journal of Visual Impairment. – 2019. – Vol. 38, Issue 6. DOI: https://doi.org/10.1177/0264619619890901
24. Bruce S. M., Bashinski S. M., Covelli A. J., Bernstein V., Zatta M. C., Briggs S. Positive Behavior Supports for Individuals Who Are Deafblind with CHARGE Syndrome // Journal of Visual Impairment & Blindness. – 2018. – Vol. 112, Issue 5. – Pp. 497–508.
25. Communication Matrix [Электронный ресурс]. – URL: www.communicationmatrix.org (дата посещения: 12.02.2022).
Информация об авторах
Пискун О. Ю. – кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства, руководитель ресурсного центра сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, https//orcid.org/0000-0002-4953-6733, o-piskun@yandex.ru,
Ядренцева В. А. – учитель-дефектолог, https//orcid.org/0000-0002-3101-3862, nika.veronika.yadrenzeva@gmail.com
Касимова Э. Г. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, сотрудник мастерской специальных технологий инклюзивного образования Института педагогики, https://orcid.org/0000-0003-4119-3243, kasimova_elza@mail.ru
Сайтханов А. Ф. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Института педагогики, https//orcid.org/0000-0001-9780-0562, saaf007@mail.ru